Бася Соколовская - о фотографии субъективно: на вылете из поляроида
В этом месяце наш постоянный обозреватель напоминает самую большую жертву цифровой фотографии - Polaroid. Технология мгновенной аналоговой фотографии сыграла значительную роль в истории искусства. Мы получили что-то с цифрой, но мы также потеряли это.
Мы привыкли к тому, что фотографические технологии приходят и уходят. Так было с самого начала фотографии, и так будет всегда. Камеры, фильмы, документы, карты памяти доступны только на некоторое время. Даже если это длительное время, потому что оно длится несколько десятков лет, мы можем быть уверены, что в какой-то момент старые технологии будут заменены более современными, более дешевыми, быстрыми и еще менее долговечными инструментами и материалами.
Это также произошло с Polaroid, уникальной технологией мгновенной фотографии, которая была заменена столь же быстрой, но гораздо более дешевой цифрой. 9 октября 2009 года истек срок годности последней части фильма, снятого Полароидом. И вот конец, символическое, но безвозвратное закрытие фотографической эпохи. Технологический век, но также и эстетический. Потому что поляроид - это не только единственная форма в аналоговом мире «мгновенной фотографии», но и уникальный формат, уникальность, конкретное определение цвета, контраста, деталей, света и, что очень важно, физического присутствия. Polaroid - это уникальный фотографический объект, имеющий три измерения: запах, вес и текстуру, которые мы даем другим людям, которые неожиданно находят через несколько лет между страницами книги. Фотоснимок, к которому мы прикасаемся прямым физическим способом, - это нечто совершенно иное, чем свободный поток цифровых файлов в киберпространстве, которые становятся нормой нашей фотографической повседневности. Polaroid существует в реальной жизни и может иметь реальные приключения. Как терминатор «Полароид», сделанный мексиканским мальчиком на заправочной станции Сары Коннор, во время войны с машинами он был передан ее сыном Ризу, который с фотографией (немного сгоревшей в пылу битвы) изо всех сил пытается найти способ найти Сара Коннор и защити ее от терминатора. Каким-то образом трудно представить себе Джопегу в такой сложной и героической роли.
фото Андре Кертес
Культовый поляроид был в то же время самым демократичным из фотографических приемов: его использовали как фотографы-любители, так и многие профессионалы. Основатель компании Edwin Land уделял большое внимание работе с известными фотографами, которые тестировали и творчески использовали эту технологию. Только через год после постройки Полароида он привлек Анселя Адамса к сотрудничеству. Когда модель Polaroid SX-70 Big Shot, которую Энди Уорхол делал снимки американских знаменитостей для своих портретов, вышла из производства, руководители компании предоставили Уорхолу обслуживание и новые копии. Polaroid стал стандартом в модной фотографии и рекламе в качестве быстрого, спонтанного теста света и кадра во время сеанса. Спонтанность, которая вызвала, как отметил Хельмут Ньютон, многие поляроиды, обладающие свежестью и энергией, которым часто не хватает изысканных фотографий во время сеанса. Вот почему многие из испытательных поляроидов Хельмута Ньютона, Дэвид Бэйли или Гай Бурдин, ходили в музеи и коллекционеры, а не в корзину. Техническая «самодостаточность» поляроида является еще одним преимуществом. Когда японские цензоры запретили токийским фотолабам создавать эротические изображения Нобуёси Араки, фотограф с его неконтролируемой энергией начал фотографировать с помощью поляроида. И как со всеми поляроидами, все кадры стали отпечатками. На выставке в лондонском Barbican несколько лет назад их показывали более трех тысяч. Повешенные прямо на стенах, в одной маленькой комнате, снизу вверх, они производили незабываемое впечатление. Эта техника также сыграла важную роль на последних этапах работы Уокера Эванса и Андре Кертеса, позволив им работать, когда их стандартный возраст был выше их физических возможностей из-за их возраста. За последние несколько лет своей жизни Уокер Эванс с энтузиазмом сфотографировал легендарные фрагменты городов SX-70, дорожные знаки, надписи и плакаты, которые стали новой важной главой его работы. А Андре Кертес вышел из траура после смерти своей жены, проводя утренние и дневные часы, фотографируя натюрморт из стеклянных предметов, полученных от друзей SX 70, взгляды из окна и посещающих его друзей, создавая лирическую серию маленьких фотографических камней, в которых он сделал ту же чувствительность известной из его ранние черно-белые фотографии.
Текст: Бася Соколовская
Мы представляем нашим читателям колонны Бася Соколовской - фотографа и критика искусства, признанного в Польше и за рубежом. Бася Соколовская изучала историю искусств в Варшаве, после эмиграции в Австралию она работала в Художественной галерее Нового Южного Уэльса в Сиднее, и, живя в Лондоне, она писала обзоры фотовыставок для журналов HotShoe и Eyemazing. Ее работы начали экспонироваться в начале 90-х: Carmen Infinitum (1990-91), Interior / Mieszkanie (1993), Poza powierzchni (1994), Shadows of бессмертие (1995), Ars Moriendi (1998) и Chrysalis (2004) - большинство Она была показана в Малой галерее ZPAF-CSW в Варшаве и представлена на более чем тридцати индивидуальных и групповых выставках в Австралии и Европе, а в последнее время также в Японии. Ее работы можно найти в коллекциях Национальной библиотеки в Париже, в Национальном институте имени Фридерика Шопена в Варшаве, в Лодзинском музее искусств, а также во многих частных коллекциях в Европе и Австралии. В настоящее время он живет в Варшаве и активно работает в Варшавском районе ZPAF.
Приглашаем на сайт www.sokolowska.com