Культурная дипломатия: элегантный тандем искусства и политики
Неделю назад в Нидерландах состоялся референдум по украинскому Соглашения об ассоциации с ЕС.
Накануне в Амстердам отправилась компания "Артхаус Трафик" проводить Дни украинского кино. Культурная менеджеру Ирина Викирчак сделала пре-презентацию украинского литературного программы в рамках фестиваля Read my world - встреча с автором романа "Видимо Эстер" Катей Петровской и журналистом и путешественником Богданом Логвиненко.
Талантливые украинские дети - певцы и спортсмены - выступили в Амстердаме после того, как в Нидерландах растиражировали видеоролики с их выступлениями в рамках проекта Hop, Nederland, hop ( "Давай, Нидерланды, давай»).
Вот хрестоматийный пример культурной дипломатии в действии, точнее - первой скоординированной massive attack: когда политика бессильна, единственная надежда на муз?
Американский политолог Милтон Каммингс называет культурной дипломатией "обмен идеями, информацией, ценностями, убеждениями и другими аспектами культуры с целью укрепления взаимопонимания". Ежи Онух, практикующий культурный дипломат, экс-директор Польского Института в Украине и США считает, что "культурная дипломатия - это продажа имиджа страны средствами культуры".
Слишком прагматическая и утилитарная терминология в разговоре о культуре? Ничего трансцендетного, чистый менеджмент. Но только не создание конъюнктурных проектов "на экспорт", художественных "потемкинских деревень" и не официальная "дружба народов", а продвижение стоимостного художественного продукта в правильном месте в нужное время.
Культурная дипломатия - это "Французская весна" и Премия Малевича. Искусство придает элегантности и шарма политическим стратегиям. Уважение к России в зарубежных "массах" до сих пор держится, не в последнюю очередь, на классическом балете и романе "Война и мир".
Режимы проходят, эмоциональная память остается.
УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЛИ ИНСТИТУТ Тараса Шевченко?
В июня 2015 года рабочая группа, созданная при Министерстве культуры, представила концепцию создания Украинского института (или Института Тараса Шевченко) - главного проводника культурной дипломатии.
Похоже, многолетние разговоры о стратегическом необходимость создания культурной институции, которая будет посылать в глобальный мир лучи украинской культуры, оформились в проект через насущную необходимость противодействовать российской пропаганде в мире во время русско-украинской войны.
Недоразумения и агрессивные споры начались уже на этапе названия. Институт Тараса Шевченко или украинском институт: две концепции, две идеологии.
Директор Польского Института в Киеве Ева Фигель рассказывает, что их организация тоже прошла через дискуссии на этапе создания - называться именем польского поэта Адама Мицкевича или ограничиться названием страны? Победила рациональная точка зрения: поскольку имя Мицкевича, известное на родине и в Европе, вряд ли говорить что-то людям в других уголках мира, решили назвать Польский Институт.
"А вы думаете, все французы знают, кто такой Гете? - говорит исполнительный директорФранцузького Института Матье Арден. - Я считаю, что можно институт называть именем Шевченко: люди таким образом узнают, кто такой поэт Тарас Шевченко, это тоже хорошо ".
"Иногда то, что мы называемся именем Гете, вводит в заблуждение людей , Которые считают, что мы - научно-исследовательский институт творчества Гете. Я считаю, что важнее имя является разработка профиля, идентичности самого института - должна быть какая гибкая модель, которая делает из института не просто учреждение, а обеспечит ему жизнь ", - считает директор Гете-Института Беата Келер.
Бывший Министр культуры Вячеслав Кириленко заявил, что решение о Института будет принято правительством до конца 2015 года. Решение было принято, зато в Министерстве иностранных дел публичные активности под руководством (теперь бывшего) Посла по особым поручениям Дмитрия Кулебы в декабре прошлого года вылились в создание Управления публичной дипломатии и в его составе - департамента культурной дипломатии, с клубом культурной дипломатии в придачу.
Конкуренция? По логике Министерство культуры должно развивать культурную инфраструктуру и культурные индустрии внутри страны, чтобы подчинена МИД организация могла продвигать украинский культурный продукт на внешнем рынке по внешнеполитической стратегией государства.
В законопроекте "О украинском Институт" говорится о том, чтобы Институт был в подчинении Кабинета Министров Украины.
Так исторически сложилось, что к созданию культурных институтов, деятельность которых направлена наружу, причастны дипломаты: 1883 по инициативе Поля Камбона - посла в Тунисе, Испании и Великобритании - была основана общественная организация "Альянс Франсез", а у истоков Британского Совета стоял август Реджинальд Липер, сотрудник британского МИД, посол.
Различные государства имеют различные формы сотрудничества с культурными институтами, в этих моделях есть свои плюсы и минусы, важно их проанализировать и выбрать наиболее приемлемую для себя.
Британский Совет, Французский Институт, Гете - признанные лидеры и пионеры культурной дипломатии с большими бюджетами, опытом диверсификации финансовых источников и глобальными культурными проектами.
Польский Институт, созданный в 1998 году по готовым образцам, демонстрирует очень эффектную и эффективную стратегию деятельности - он всегда присутствует в информационном пространстве, его проекты часто является важной частью украинского культурного процесса, его рациональная и экономная экономика - пример того, что креатив важнее большие бюджеты .
ЧТО ПОД "КАПОТОМ" культурного института
Гете - общественная организация со штаб-квартирой в Мюнхене, основана в 1925 году в качестве Немецкая академия. В нынешнем виде организация работает с 1951 года.
Гете-институт взаимодействует с МИД Германии на основе Базового соглашения, сегодня сеть Ги состоит из 159 отделений в 98 странах. Гете-институт делится на 12 региональных отделений, Украина, в которой Ги работает с 1993 года, входит в регион Восточной Европы и Центральной Азии.
Директор Гете Беата Келер
"В отличие от подобных учреждений в других странах, я не руководителем культурного отдела посольства. И это для меня - большое облегчение, я не должна выполнять политические директивы из Берлина, - рассказывает директор Гете-Института в Украине Беата Келер. - Мы радуемся того, что имеем независимость. По моему мнению, наша модель является хорошей ".
Между мюнхенским офисом Гете и МИД в Берлине достигнуто общих договоренностей, немецкое посольство знает, какие цели имеет Институт, и тоже планирует определенные мероприятия, исходя из своих целей. Четкая координация действий снимает проблему дублирования функций.
К 2011 году Французский институт назывался Французским культурным центром, но в результате реформы МИД произошло слияние Службы культурного сотрудничества при посольствах с французскими культурными центрами, ребрендинг и смена названия.
Французский институт подчиняется МИД, за рубежом ФИ является культурным отделом посольства и директор Института всегда является советником посла. Французские институты во всех странах опираются на сеть "Альянс Франсез" - общественную культурно-просветительскую организацию, которая также пропагандирует и распространяет французский язык и культуру.
Исполнительный директор Французского Института Матье Арден. Фото: yulia weber
"Альянс Франсез" есть в 6 украинских городах, раньше они были в Луганске, Донецке, Севастополе и Симферополе. Когда вернется мир, они будут работать, как и раньше ", - говорит исполнительный директор Французского Института Матье Арден.
"Британский Совет основана в 1934 году. Одним из ключевых ее задач было противодействие фашистской пропаганде в Восточной Европе из-за распространения информации о других проектах развития и образ жизни. Это стало очень важным во времена Второй мировой войны.
И второе ключевая задача - внедрение дружественного понимание британской культуры. До сих пор наша работа направлена на те же цели, - рассказывает директор Британского Совета в Украине Саймон Уильямс. - Британское правительство не имеет собственных культурных институтов, поэтому Британский Совет выполняет эту роль - мы функционируем как отдел культуры Посольства Великобритании. Согласно официальной хартии, мы представляем королеву Великобритании. Мы принадлежим к публичному сектору, но не является государственной организацией, нас спонсирует МИД, но мы независимы от государства ".
Британский Совет имеет британские офисы в Манчестере , Эдинбурге , Белфасте , Кардиффе и Кембридже , Главное управление в Лондоне и 190 представительств в 110 странах и регионах. В Украине Британский Совет работает с 1992 года.
Директор Британского Совета в Украине Саймон Уильямс
"От государства мы теперь получаем только 20% нашего бюджета, остальные деньги - доходы от курсов английского языка, администрирование экзаменов, оказание технической поддержки для различных международных доноров, партнерство, спонсорство", - объясняет Уильямс.
Польский Институт создан при МИД Польши 1998 года. Сегодня ПИ действуют в 24 странах. Спонсорские и негосударственные средства составляют 10% от общего бюджета института.
"Когда мы только начинали в МИД Польши говорить, что культура очень важна для международной политики, некоторые чиновники продолжали думать, что управление культуры занимаются подарками для посольств или организуют концерты Шопена, - рассказывает Ева Фигель, директор Польского Института в Украине. - Потребовалось время , чтобы люди поняли, что это также является элементом стратегической деятельности, soft power, что через культуру можно гораздо легче войти в каждую страну и найти поддержку на общественном уровне ".
Теперь, когда польские молодежи дипломаты проходят стажировку в различных департаментах, они должны хорошо знать не только о политических аспектах, но и о культуре.
"Я себе не представляю, как, уезжая на миссию в какой-либо страны, предварительно не узнать о истории этой страны, ее культуру, литературу, ведь дипломат должен встречаться и разговаривать с разными людьми не только о политике и экономике", - Ева Фигель знает, о чем говорит: она и сама переквалифицировалась по политическим вопросам на культурные.
В конце 1990-х госпожа Ева в посольстве Республики Польша в Украине занималась политическими партиями и протоколом, была директором Восточного департамента МИД Польши.
ПАРТНЕРЫ, А НЕ исполнители: ЗАДАЧИ И МИССИИ культурного института
Задача культурных институций частично зависят и от степени их автономности.
Слоган Гете звучит так: "Язык. Культура. Германия".
"Я замечаю, что за рубежом, и в частности в Украине, часто путают Гете-институт с агентством, и время от времени нам поступают предложения реализовать какие-то проекты, под которые предлагаются деньги, а мы должны это осуществить на профессиональном уровне - например, в форме конференции, - говорит Беата Келер. - Важно понимать: все, что мы делаем, является результатом диалога, и мы выступаем партнерами, а не исполнителями. Федеральные земли также не могут быть нашими заказчиками, они могут самостоятельно развивать культурные отношения через города- партнеры, через культурное и программы, это отражает децентрализованную структуру Германии ".
Ежегодно Гете разрабатывает годовые планы для страны, для института - их есть 8. Из них 5 - это глобальные темы, а 3 к организации, персонала и развития сети.
Организация имеет пять постоянных тематических частей: 1) поддержка немецкого языка; 2) культурный диалог; 3) информационная работа (и библиотека как ее составляющая) 4) развитие образовательной программы; 5) европейский контекст, сотрудничество с европейскими институтами.
Поддержка немецкого языка - одно из главных направлений Гете. Фото: Iana Krasiukova
Это главные цели, в рамках которых тематические направления. Например, в актуальной стратегии является такое направление, как урбанизм, развитие культурных институтов города, участие граждан в жизни города. Другая подтема - участие гражданского общества в социальных, политических, культурных процессах.
Ева Фигель говорит, что раз в год, в начале лета, в Варшаве директора Польских институтов из всех стран встречаются за одним столом с сотрудниками департамента культуры МИД и решают, что они хотят рассказать мира в следующем году о Польше и польской культуре. Сотрудники центрального офиса выбирают из заранее присланных предложений и идей 4-5 главных тем и на коллективной встречи все работают в режиме мозгового штурма.
На примере планов-2016 директор Польского института объясняет логику работы ПИ с дипломатическими задачами. В этом году есть четыре главные темы.
"Первая -" Новая Польша - новая Европа ", - рассказывает Ева Фигель. - Мы будем рассказывать, в каких политических и культурных европейских структурах действует Польша. В этом году празднуем годовщину польско-немецкого примирения, на нашем опыте мы расскажем, как преодолели враждебное отношение немцев к полякам, а поляков к немцам, что мы сделали, чтобы перейти к союзничества.
Вторая - в рамках юбилея Вышеградской группы хотим рассказывать о нашем сотрудничестве с чехами, словаками, венграми. Третья - 2016 состоится саммит НАТО в Варшаве. Это не только элемент политической, но и культурной деятельности. На семинарах мы хотим акцентировать внимание на том, что НАТО - это не только структура, связанная с безопасностью, там есть сильный экономический аспект. Страны-члены НАТО тесно сотрудничают в экономической сфере.
Наконец, четвертая - председательство Польши в Прибалтийской совете. Это хороший повод рассказать о нашей северную политику соседства - например, в Польше, Литвы, Латвии есть общее видение ситуации в Украине ".
ЛОКАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ: ОБРАЗОВАНИЕ, фестивали и художественные премии
Главный тренд, на котором отмечают сотрудники культурных центров - работа с актуальными проблемами, темами, секторами для конкретной страны. Не навязывать то, что у нас модно нравится нашему Президенту, а искать фигуры, явления, проблемы, созвучные с конкретной страной. Поэтому для каждой страны или региона должна быть своя стратегия.
"Когда происходит трансформация от тоталитарного общества к демократическому, все понимают, что надо делать изменения, но не знают в какую сторону и как меняться, - розповидаеБеата Келер. - После 1989 года в Восточной Европе произошло быстрое становление демократических структур и культурная отрасль стояла перед вызовами переориентации институтов, возникали вопросы, показывать, как развивать структуры, чтобы развивать культуру в демократической стране. Таким образом возник запрос на определенные модели и открытость немецкого опыта. Поэтому Гете ро сделал большое количество образовательных мероприятий - воркшопы, тренинги, семинары ".
В программе Гете есть и обычная культурная программа - выставки, концерты, презентации книг, но акцент - на возможностях образовательного сотрудничества: история не про рыбку, а о удочку.
2015 при поддержке Гете-института режиссер Маркус Бартли и художник Филипп Кифер поставили в Харькове спектакль
по роману Сергея Жадана "Депеш Мод". Фото: Marharyta Kornyushchenko
В этом году в планах Гете-Института в Украине - сотрудничество с локальными партнерами в вопросах городского развития (и не только Киева), совместно с Франкфуртской книжной ярмаркой - участие в "Книжном Арсенале", продолжение образовательных программ с акцентом на Восточную Украину, повышение квалификации и подготовка издателей, сотрудничество в театральной сфере.
"Недавно театр является одним из главных тематических направлений и в Германии, и в Украине, поскольку именно театр может быстро реагировать на политические изменения и обрабатывать их в эстетическом плане. В Украине действует уже первый Театр переселенца, представляющий движение из Восточной Украины, как и глобальное движение беженцев. Мы будем налаживать сетевую сотрудничество между молодыми театральными фестивалями в Украине и Австрии, Германии, Швейцарии ", - отмечает Беата Келер.
Самый успешный проект Французского Института в Украине - "Французская весна". "В начале 2000-х годов наше министерство подумал, что можно организовать такие фестивали в разных странах. В Украине успех был огромным сразу - в 2004 году, потом подумали: давайте сделаем еще в 2005 году, посмотрим, как это будет, возможно, еще год - и все, - рассказывает Матье Арден. - Я начал здесь работать 2006 года и все говорили: давайте еще сделаем год, и, если этот фестиваль не найдет свою публику, мы больше не будем. Но каждый год на фестивале бывает очень много народа ".
Уличное представление "Ануки в поисках весны" от компании Aglagla,
показана в рамках открытия "Французской весны-2016"
Матье Арден говорит о преимуществах и эффективность копродукции и приводит пример спектакля "Антигона", режиссером которой была француженка Люси Берелович, а играли в ней актеры театра "Дах" и девушки из фрик-кабаре Dakh Daughters. Успех спектакля в Киеве и гастролей во Франции (сыграли 13 спектаклей) был так велик, что в 2017 году этот спектакль еще раз покажут во Франции, а если будут финансовые возможности, то и в Украине.
"Мне хотелось бы, чтобы в этом и следующем году мы вместе с Украинской снова создали совместную спектакль или балет", - говорит Арден.
Традиционные активности Французского Института - Дни французского кино и премия "Сковорода", присуждаемой за лучший перевод с французского языка на украинский в рамках Программы содействия издательскому делу Посольства Франции и Французского института.
Сцена из спектакля "Антигона", поставленной французским режиссером Люси Берелович
в апреле 2015 года. Фото: nastia telikova
Господин Арден, который работает второй срок во Французском институте в Украине, говорит, что раньше украинцы обращались к ФИ со словами: у нас гениальный проект, дайте нам деньги. А теперь говорят: мы понимаем, что кризис в Украине сложно работать, давайте делать совместный проект. И это уже другой подход.
"Появились новые люди, новый энтузиазм. Сейчас люди ничего не ожидают от государства и Министерства культуры. Они считают, что могут и должны делать проекты сами, обрести силу и деньги создавать культурный продукт. А раньше они пассивно ждали".
Саймон Уильямс особенно подчеркивает поддержке реформ в Украине: "Британский Совет работает в нескольких направлениях: распространение английского языка, образовательная сотрудничество, культура и искусство, и общественные реформы. Мы имеем различные программы в каждом из этих секторов, и все они объединены одной целью - поддерживать европейские амбиции Украины после Революции Достоинства ».
Поэтому в этом году Британский Совет в Украине имеет беспрецедентный бюджет - 1300000 фунтов стерлингов в год.
В августе 2014 года, когда Верховная Рада приняла новый Закон "О высшем образовании", Британский Совет совместно с Минобразования запустила программу, которая включает обмен опытом лидеров мнений этой сферы, ректоров, менеджеров, тренинги, дискуссии. Также Британский Совет сотрудничает с программой GoGlobal и проектом Украины Speaking, которую администрирует GoGlobal.
2009 года Британская Совет запустила программу для молодежи в области межкультурного диалога
и социального развития "Активные граждане". Фото с мероприятия Active Citizens Award
Значительную часть бюджетов Французского института, Британского Совета, Гете составляют деньги из языковых курсов и администрирования экзаменов.
Ева Фигель говорит: "Мы не можем сравнить наш бюджет (150-160 тысяч евро в год) с бюджетами Гете или Британского Совета. Ведь они базируются еще и на обучении языку. Поэтому мы решили, что нужно участвовать в знаковых культурных событий в каждой стране. Мы нашли такую хорошую метода, которая одинаково хорошо работает и в Западной Европе, и в Восточной, и во многих странах: лучше меньше событий, но знаковые.
Мы участвуем в фестивалях, семинарах - различных событиях, которые происходят здесь, основали две премии - литературную имени Конрада и художественную имени Малевича ".
СОВЕТЫ ДЛЯ УКРАИНЫ: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ФОЛЬКЛОР В Модерн КЛЮЧИ
Саймон Уильямс рассказывает, что Британский Совет фокусируется на современном искусстве, поскольку оно менее известно в мире и нуждается в поддержке, в отличие от традиционной культуры.
"Например, когда мы проводим Фестиваль британского кино, мы не привозим крупных коммерческих проектов, так как их и так покажут в прокате, а мы показываем независимые фильмы, современные, - объясняет Уильямс. - Да, в Лондоне есть двухэтажные автобусы, красные телефонные будки и солдаты в медвежьих шапках, но есть и другие аспекты британской культуры, они очень интересные и разнообразные.
Украине не нужно распространять свои народные танцы или народную музыку - о ней и так все знают, но в Украине есть прекрасные образцы современной культуры, которыми стоит делиться. Также очень интересно видеть культурных лидеров, которые умеют делиться и традиционным и современным искусством. В американском Vogue я видел статью о том, как распространяется по миру мода на вышиванки ".
"Я люблю вышиванки, - говорит Матье Арден, - но, понимаете, это фольклор, а если есть интересная современная украинская культура, нужно ее пропагандировать. Dakh Daughters недавно были в Париже, выступали в" Трианон ". На этом концерте была моя дочь: полный зал людей, большинство молодежи, люди аплодировали стоя - это коллектив пользуется большим успехом. И "ДахаБраха" тоже. У вас есть столько талантов, их надо пропагандировать ".
В феврале группа Dakh Daughters выступил в парижском театре Trianon. фото: Nicolas Villodre
По мнению директора Польского Института, надо стараться не ограничивать себя одним жанром, поэтому трудно предсказать, что будет интересно.
"На жанр мы не посмотрели - театр, литература, музыка - это всегда тянется из прошлого, и рассказывать о наследстве надо в модерном ключе, - убеждена Ева Фигель.- Это главное - не зацикливаться на прошлом, а сочетать прошлое с настоящим и доходить до того, что мы хотим сделать.
Люди меняются и надо менять программу, допасовуваты до зрителя. Я например, знаю, что раньше на днях польского кино было много рассказов о наших киноклассиков. Теперь я хочу показать польское кино двух последних лет - возможно, там не будет таких знаковых режиссеров, но я хочу показать, чем живет современное польское кино, какая тематика интересна для поляков, о чем мы между собой ведем разговоры, как меняется польское кино ".
***
На референдуме в Нидерландах большинство пришедших к урнам для голосования, сказали Украины "нет" . Традиционный метод тушения пожара позором не сработал.
Еще один сигнал о том, что Украине нужен канал трансляции "мягких знаний" о себе, начиная с самого простого - где эта страна находится на карте мира.
Этим каналом может быть культурная институция - при условии, что правила и принципы будут согласованы и прописаны "на берегу". Специалистами и экспертами. Чтобы не изобретать велосипед с квадратными колесами.
Текст подготовлен при содействии Программы ЕС-Восточного партнерства "Культура и креативность" .
Вот хрестоматийный пример культурной дипломатии в действии, точнее - первой скоординированной massive attack: когда политика бессильна, единственная надежда на муз?Слишком прагматическая и утилитарная терминология в разговоре о культуре?
УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИЛИ ИНСТИТУТ Тараса Шевченко?
А вы думаете, все французы знают, кто такой Гете?
Конкуренция?