Стаж государственной службы
- Нормативно-правовые акты по вопросам исчисления стажа государственной службы
- Исчисление стажа государственной службы до и после 01.05.2016
- проблемный аспект
- Работа на должностях служащих и стаж государственной службы
- Исчисление стажа государственной службы на приведенную дату
- Стаж государственной службы и акт о назначении на должность
При принятии лица на государственную службу необходимо вычислить ее стаж государственной службы. От него зависит размер надбавки за выслугу лет и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII (далее - Закон № 889) воплощает новый подход к исчисления стажа государственной службы. Предварительное законодательство, которое действовало до вступления в силу Закона № 889 - 01.05.2016, предусматривало иной порядок исчисления.
Стаж - продолжительность какой-либо деятельности, труда; количество лет, отработанных кем де-небудь.1 Поэтому когда речь идет о стаже государственной службы логично ожидать, что в этот стаж засчитывать периоды трудовой деятельности, связанные со службой в государственных органах, органах местного самоуправления или формированиях, представляющих военную (милитаризованную) организацию государства.
1 Большой толковый словарь современного украинского языка. - М., ПТФ «Перун», 2009. - 1736 с.
Однако Порядок исчисления стажа государственной службы (далее - Порядок № 283), утвержденный постановлением КМУ от 03.05.1994 № 283, который был главным нормативно-правовым актом по вопросам исчисления стажа государственной службы до вступления в силу Закона № 889, свидетельствует о наличии отличных тенденций в правовом регулировании указанного вопроса в тот период.
Порядок № 283 предусматривал зачисления (включения) в стаж государственной службы, в частности, периодов работы (службы), не связанной непосредственно с государственным управлением как деятельностью государственных органов, их должностных лиц по реализации задач и функций государства. Например, в определенных этим порядком случаях в стаж государственной службы включали периоды работы на должностях, которые, хотя и были предусмотрены штатами государственных органов, не принадлежали к должностям государственной службы (то есть должности служащих), стаж работы журналистом в государственном или коммунальном СМИ, стаж научной работы в государственных вузах, периоды работы на государственных предприятиях (учреждениях, организациях), в ассоциациях органов местного самоуправления.
Закон № 889 ввел отличный подход. Законодатель стремился ограничить круг должностей и видов деятельности, которые можно учитывать при исчислении стажа государственной службы, только теми, которые связаны с выполнением функций государства или местного самоуправления.
Рассмотрим особенности применения нового и старого законодательства при исчислении стажа государственной службы при приеме на государственную службу.
Полезные консультации:
Нормативно-правовые акты по вопросам исчисления стажа государственной службы
После вступления в силу Закона № 889 исчисления стажа государственной службы регулируют:
- Закон № 889 - в частности, статья 46 «Стаж государственной службы»;
- Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 № 229 (далее - Порядок № 229).
Стаж государственной службы за периоды до вступления в силу Закона № 889 - до 01.05.2016 - вычисляем в порядке и на условиях, установленных в то время законодательством (п. 8 разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889) 2.
2 Законопроект № 6227 от 23.03.2017 содержит дополнения в пункт 8 раздела XI Закона № 889: «Этот пункт не применяется к лицам, которые вступают на государственную службу впервые после вступления в силу настоящего Закона».
Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 № 3723-XII (далее - Закон № 3723) не содержал перечня должностей и организаций, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы. Однако он играл важную методологическую роль для всего законодательства по исчислению стажа государственной службы, ведь оперировал понятием «стаж государственной службы», определял понятие «государственная служба», «государственный служащий», «должность», «должностное лицо». Например, по Закону № 3723 одним из признаков государственной службы было получение зарплаты исключительно за счет государственных средств. Это объясняет сложившуюся практику не засчитывать в стаж государственной службы периоды работы, в течение которых заработная плата выплачивалась за счет средств, полученных на основе коммерческих отношений (хозрасчет), - даже если должностное лицо работало в сфере государственного управления или местного самоуправления. С целью имплементации этого закона в части исчисления стажа государственной службы КМУ утвердил Порядок № 283.
Другие важные нормативно-правовые акты по этому вопросу:
- постановление КМУ «О надбавках за выслугу лет для работников органов исполнительной власти и других государственных органов» от 20.12.1993 № 1049;
- постановление КМУ «О дополнении постановления Кабинета Министров Украины от 10 ноября 1994 № 758» от 08.06.1995 № 397;
- постановление КМУ «О реализации статей 14 и 16 Закона Украины« О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов »от 15.03.1999 № 377 (далее - Постановление № 377);
- постановление КМУ «Об утверждении перечня должностей научных (научно-педагогических) работников предприятий, учреждений, организаций, высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, пребывание на которых дает право на назначение пенсии и выплату денежной помощи при выходе на пенсию в соответствии со статьей 24 Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 04.03.2004 № 257 (далее - Постановление № 257);
- приказ Главгосслужбы и Минтруда «Об утверждении Методики по зачислению (включения) в стаж государственной службы периодов работы (службы) бывших работников и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» от 12.10.2007 № 270/551 (далее - Методика).
Некоторые акты из перечня утратили силу. Несмотря на это применяем их, когда вычисляем стаж государственной службы за периоды работы / службы до 01.05.2016.
Закон № 889 определяет периоды, засчитывается в стаж государственной службы (ч. 2 ст. 46), а также устанавливает, что порядок исчисления стажа государственной службы утверждает КМУ (ч. 3 ст. 46). В свою очередь, Порядок № 229 предусматривает, что стаж государственной службы исчисляется в соответствии с частью 2 статьи 46 Закона № 889 (абз. 1 п. 4), и содержит идентичный перечень периодов, засчитывается в стаж государственной службы. Итак, по новому законодательству о государственной службе вопросы, связанные с исчислением стажа государственной службы, регулирующих исключительно Закон № 889 и Порядок № 229.
Действующее законодательство пока не согласован полностью с Законом № 889. Это касается и вопросов по исчислению стажа государственной службы.
Некоторые законы пока содержат нормы о зачислении в стаж госслужбы периодов работы по профессиям (видам деятельности), зачисление которых в этот стаж Закон № 889 не предусматривает. Например:
Стаж работы по профессии (виду деятельности)
Норма о зачислении в стаж госслужбы
Работа журналиста в государственных и коммунальных средствах массовой информации
ч. 3 ст. 12 Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» от 23.09.1997 № 540/97-ВР
Научная работа в учреждениях, организациях, учреждениях
ч. 17 ст. 37 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 26.11.2015 № 848-VIII3
3 Обе нормы предлагается изъять из законов согласно законопроекту № 4526-д от 14.07. 2016.
Работа государственных нотариусов в нотариальных конторах
п. 5 разд. ИИ "Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О нотариате »от 01.10.2008 № 614-VI
Если речь идет о периодах работы / службы по 01.05.2016 в этих и подобных случаях руководствуемся Законом № 889.
Исчисление стажа государственной службы до и после 01.05.2016
Практика
Закон № 889 вступил в силу 01.05.2016. С этой даты стаж государственной службы вычисляем по Закону № 889 и Порядком № 229. К 01.05.2016 - в порядке и на условиях, установленных в то время законодательством.
Следовательно, нормы законодательства, в т. Ч. Специального, относительно исчисления стажа государственной службы применяем учитывая, когда происходила определенная работа / служба - после 01.05.2016 или до этой даты.
Периоды работы / службы до 30.04.2016 включительно относим к стажу государственной службы в соответствии с Законом № 3723, Порядка № 283, а также других актов законодательства, которые в то время регулировали соответствующие правоотношения, а с 01.05.2016 - в соответствии с нормами Закона № 889 и Порядка № 229 (см. Схему).
Исчисление стажа государственной службы за периоды работы до и после 01.05.2016
Пример 1. Лицо начала трудовую деятельность 04.09.1995. Назначена на должность государственной службы 03.07.2017. Стаж государственной службы вычисляем:
- за период с 04.09.1995 по 30.04.2016 - в соответствии с Законом № 3723, Порядка № 283, а также других актов законодательства;
- за период с 01.05.2016 - в соответствии с Законом № 889 и Порядка № 229.
Трудовая биография лица может содержать период работы / службы, начался в 01.05.2016 и продолжался после этой даты. В этой ситуации не отступаем от общего правила.
Пример 2. Лицо работала в должности журналиста в государственном СМИ с 19.04.2013 по 15.11.2016 (прямоугольник «А» на схеме). Назначена на должность государственной службы 03.07.2017. Стаж государственной службы вычисляем:
- за период с 19.04.2013 по 30.04.2016 - в соответствии с Законом № 3723, Порядка № 283, а также с учетом Порядка исчисления стажа работы для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет и назначение пенсий журналистам государственных и коммунальных средств массовой информации и государственных информационных агентств (далее - Порядок № 377), утвержденного Постановлением № 377;
- за период с 01.05.2016 - в соответствии с Законом № 889 и Порядка № 229.
Согласно абзацу 19 пункта 3 Порядка № 283 в стаж государственной службы включался стаж работы журналиста в государственных и коммунальных СМИ, исчисленный в соответствии с Порядком № 377. Поэтому если период работы с 19.04.2013 по 30.04.2016 зачислены в стаж работы согласно Порядку № 377, этот период включаем и в стаж государственной службы.
В то же время Закон № 889 и Порядок № 229 не предусматривают зачисления в стаж государственной службы времени работы в должности журналиста государственного СМИ. Поэтому период работы на этой должности с 01.05.2016 и до дня увольнения (15.11.2016) в стаж государственной службы не относим.
Итак, из всего времени работы лица журналистом в государственном СМИ с 19.04.2013 по 15.11.2016 только период с 19.04.2013 по 30.04.2016 включаемых в стаж государственной службы.
Аналогично вычисляем стаж государственной службы и для других периодов работы, службы, учебы и т.п., начались в 01.05.2016 и продолжались после этой даты.
Еще одна стоящая ситуация - периоды работы на аналогичных должностях до и после 01.05.2016, если в одном случае период подлежит зачислению в стаж государственной службы, а в другом - нет.
Пример 3. В течение периода действия Закона № 3723 лицо работала на должности преподавателя в государственном вузе IV уровня аккредитации (прямоугольник «Б-1» на схеме). Освободилась и была повторно принята на ту же должность после 01.05.2016, когда вступил в силу Закон № 889 (прямоугольник «Б-2» на схеме). Назначена на должность государственной службы 03.07.2017.
В соответствии с абзацем 17 пункта 3 Порядка № 283 в стаж государственной службы включали стаж научной работы, приобретенный в государственных учреждениях, организациях, учреждениях на должностях, определенных перечнем, утвержденным Постановлением № 257. Этот перечень предполагает и должность преподавателя высшего учебного заведения IV уровня аккредитации. Поэтому период работы на указанной должности в период действия Закона № 3723 включаемых в стаж государственной службы.
Закон № 889 и Порядок № 229 не предусматривают зачисления в стаж государственной службы периода работы в должности преподавателя в учебном заведении. Поэтому период работы преподавателем в государственном вузе IV уровня аккредитации после 01.05.2016 не причисляет к стажу государственной службы.
проблемный аспект
Согласно пункту 8 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889 стаж государственной службы за периоды работы (службы) в 01.05.2016 «исчисляется в порядке и на условиях, установленных в то время законодательством». Словосочетание «то время» синтаксически и логически связано со словосочетанием «периоды работы (службы)». Поэтому буквальное толкование нормы следует вывод, что при исчислении стажа государственной службы к 01.05.2016 имеем пользоваться законодательством, действовавшим в период работы / службы лица на соответствующей должности.
Этот вывод противоречит теории и практике применения нормативно-правовых актов по вопросам исчисления стажа государственной службы. И несмотря на это он прямо следует из содержания нормы, которую комментируем, и является результатом не совсем удачного ее формулировки.
Следует учитывать, что нормативно-правовое регулирование и практика исчисления стажа государственной службы претерпевали изменения в течение действия Закона № 3723 и Порядка № 283. Последний постоянно дополняли - добавляли новые периоды для зачисления (включения) в стаж государственной службы. По общему правилу, действие новых норм распространялась и на периоды работы / службы, предшествовавших изменениям.
Печальные практические последствия, к которым может привести буквальное понимание и применение указанного предписания, хорошо иллюстрирует следующий пример.
Пример 4. С 16.03.1998 по 04.06.2002 лицо работала на должности главного бухгалтера государственного лесохозяйственного объединения. Назначена на должность государственной службы 03.07.2017.
В соответствии с абзацем 21 пункта 3 Порядка № 283 в стаж государственной службы включаем время работы на должностях руководящих работников и специалистов государственных лесохозяйственных объединений Министерства лесного хозяйства и государственных лесохозяйственных объединений Государственного комитета лесного хозяйства. Этот абзац был включен в пункт 3 Порядка № 283 на основании постановления КМУ от 15.01.2005 № 43, вступившим в силу 20.01.2005.
Итак, применяя комментируемое норму буквально, следует сделать вывод, что период работы лица с 16.03.1998 по 04.06.2002 в должности главного бухгалтера государственного лесохозяйственного объединения не может быть включен в стаж государственной службы. Ведь законодательство, действовавшее в период ее работы на указанной должности, этого не предусматривало.
Ошибочность такого вывода очевидна, однако он логически вытекает из комментируемой нормы.
По нашему мнению, законодатель имел в виду, что к 01.05.2016 стаж государственной службы исчисляется «по-старому».
Внимание!
Считаем: если иное прямо не предусмотрено законодательством, при принятии на государственную службу «старые» нормативно-правовые акты по вопросам исчисления стажа государственной службы следует применять в редакции, действовавшей по состоянию на 30.04.2016 - относительно всех периодов работы / службы до 01.05. 2016. Иными словами, поступайте так, будто вычисляете стаж государственной службы именно 30.04.2016 для лица, которое в этот же день назначен на должность.
Законодательство не предусматривает возможности перечислить стаж государственной службы за периоды работы / службы до 01.05.2016 на основании статьи 46 Закона № 889 и Порядка № 229. Это подтвердила Нацгосслужба в письме от 21.06.2016 № 93/13 / 22-16. Пересчет невозможен как в меньшую, так и в большую сторону.
Например, можно перечислять стаж государственной службы государственным служащим, к 01.05.2016 работали в органах внутренних дел и имели специальные звания милиции, на основании пункта 7 части 2 статьи 46 Закона № 889. Пересчет привел бы к увеличению стажа государственной службы тех бывших работников органов внутренних дел, отдельные периоды службы которых не были включены в стаж государственной службы на основании Порядка № 283 и Методики.
Работа на должностях служащих и стаж государственной службы
Абзац 13 пункта 3 Порядка № 283 предусматривал включение в стаж государственной службы периода работы на должностях служащих в органах, указанных в пункте 2 настоящего порядка и приложения к нему, если при продвижении по службе они заняли должности государственных служащих.
Нацгосслужба в разъяснении от 26.07.2016 № 15-р / с отметила: поскольку до и после 01.05.2016 порядок установления надбавки за выслугу лет разный, периоды работы в должностях служащих не могут быть зачислены в стаж государственной службы, в частности, для установления надбавки за выслугу лет, если продвижение по службе произошло после принятия постановления КМУ «О дополнении постановления Кабинета Министров Украины от 10 ноября 1994 № 758» от 08.06.1995 № 397. В постановлении уточнен порядок зачисления в стаж государственной службы периода работы на должностях СЛУЖБА вця после перехода на должность государственного служащего.
Практически это означает, что периоды работы в должности служащего, которые предшествовали непосредственном перехода на должность государственного служащего после 08.06.1995 и до 30.04.2016, с вступлением в силу Закона № 889 (01.05.2016) подлежат исключению из стажа государственной службы. Это, как правило, влечет уменьшение надбавки за выслугу лет.
Насколько обоснована эта правовая позиция? Только тщательный анализ норм законодательства поможет расставить все точки над «и» в этом сложном вопросе. Но об этом - в следующих публикациях.
В то же время Закон № 889 не предусматривает зачисления в стаж государственной службы периода работы в должности служащего или работника, выполняющего функции по обслуживанию. Поэтому переход из этих должностей на должность государственного служащего после 01.05.2016 не вызывает зачисление периода работы на них в стаж государственной службы.
Исчисление стажа государственной службы на приведенную дату
Стаж государственной службы вычисляет служба управления персоналом (п. 2 Порядка № 229, пп. 21 п. 2 разд. ИИ Типового положения о службе управления персоналом государственного органа, утвержденно приказом Нацдержслужбы от 03.03.2016 № 47). Практикуют образовывать комиссии по вопросам исчисления стажа государственной службы. Законодательство не требует образования таких комиссий, и их выводы имеют исключительно рекомендательный характер. Ответственность за правильность исчисления стажа госслужбы несет работник службы управления персоналом, на которого возложены такие обязанности.
Удобным способом вычисления является предварительный расчет приведенной даты. Необходимость ее расчета ранее предполагали утверждены приказом Минстата от 26.12.1995 № 343:
- Личная карточка по форме первичного учета П-2 ДС, содержала пункт 16 «Стаж государственной службы»;
- Инструкция по заполнению Личной карточки (П-2 ДС), в которой определялся порядок заполнения, в частности пункта 16 формы П-2 ДС.
Новая форма личной карточки государственного служащего, утвержденная приказом Нацдержслужбы от 05.08.2016 № 156, не предусматривает расчета приведенной даты. Впрочем, определять ее целесообразно, ведь это облегчает дальнейшее исчисления стажа госслужбы.
Рассчитывать приведенную дату рекомендует Нацгосслужба (письмо от 21.06.2016 № 93/13 / 22-16). Вспоминает о нем и Минсоцполитики (разъяснение от 18.08.2016 по применению отдельных норм законодательства об отпусках и письмо от 16.11.2016 № 691/13 / 116-16).
Понятие приведенной даты и общедоступный способ автоматизации ее вычисления были предметом детального рассмотрения в статье « Исчисление стажа государственной службы: считаем на примерах ».
Конечным результатом исчисления стажа государственной службы является определенный срок в годах, месяцах и днях (п. 5 Порядка № 229). Например: «5 лет 8 месяцев 12 дней». Именно в таком виде конкретный стаж государственной службы заносят с пунктом 20 личной карточки государственного служащего, а также используют в других документах, в частности в биографической справке.
Стаж государственной службы и акт о назначении на должность
Стаж государственной службы дает право установить госслужащему, в частности, надбавку за выслугу лет. Надбавка является составной заработной платы. Поэтому ее размер должен быть указан в акте о назначении на должность (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 889). Итак, исчисления стажа государственной службы предшествует изданию акта о назначении.
Исчисление стажа госслужбы - не всегда легкое дело. Тем, чтобы выяснить, зачислять тот или иной период работы в стаж, нужно направить запрос в Нацдержслужбы (ее территориальных органов), архивных учреждений, других государственных органов и тому подобное. Что делать, если пора выдавать акт о назначении и принимать человека на государственную службу, а ясности в вопросе ее стажа госслужбы спорт
В таких случаях рекомендуем вычислять стаж государственной службы с учетом только тех периодов, которые не вызывают сомнений. Если впоследствии окажется, что проблемный период также подлежит зачислению в стаж государственной службы, выдайте приказ о пересчете стажа и при необходимости сделайте доплату. Не включать в стаж государственной службы сомнительные периоды. В случае последующего пересчета стажа в сторону уменьшения придется взимать чрезмерно выплаченные средства.
Виталий Купчанко,
эксперт по вопросам государственной службы