Люблинский музей в Люблине

Францишек Старовейский (1930-2009). Работы из частной коллекции Рышарда Здонка и из собраний Люблинского музея. 12 сентября - 11 октября 2009 года. Важное место в творчестве художника занимает женщина рубенсовского идеала, которой Старовейский был верен годами. На рисунках изображены механические крылья Nike, парки, а также их земные воплощения с именами конкретных женщин. Его работы часто заполняют гибриды животных и людей, которые проникают и переплетаются друг с другом в неразделимых объятиях.

Фрэнсишек Анджей Бобола Биберштейн-Старовейский родился 8 июля 1930 года в поместье Братковка недалеко от Кросно в дворянской семье, скрепляющей герб Биберштейна Фрэнсишек Анджей Бобола Биберштейн-Старовейский родился 8 июля 1930 года в поместье Братковка недалеко от Кросно в дворянской семье, скрепляющей герб Биберштейна. Он умер 23 февраля 2009 года в Варшаве. Чертежник, художник, графический дизайнер, коллекционер. Создал театральные и телевизионные постановки, был автором около 300 плакатов, иллюстраций и графических произведений книг. Герой фильма Анджей Папузинский, Bull Glory. Он появился в фильмах Дантона А. Вайда и Кристаллическая структура К. Занусси. Он принадлежал плодовитым и усердным создателям. Провел более 200 индивидуальных выставок в стране и за рубежом, в том числе в Австрии, Бельгии, Франции, Нидерландах, Канаде, Швейцарии, США и Италии. Он первый поляк, организовавший индивидуальную выставку в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1985). Главные призы: Гран-при на биеннале современного искусства в Сан-Паулу (1973 г.), Гран-при за постер фильма на Каннском фестивале (1974 г.), Гран-при на Международном фестивале в Париже (1975 г.), Ежегодная ключевая награда Hollywood Reporter (1975 г.) / 76), награды на Международной биеннале плакатов в Варшаве и на Международном кинофестивале в Чикаго (1979, 1982). Лауреат «Золотой маски» за декорации для короля Убу Кшиштофа Пендерецкого (Большой театр в Лодзи, 1994) и награда министра культуры в области изобразительного искусства (2004).
С началом Второй мировой войны Старовейский уехал в поместье дяди Станислава Старовейского в Лащув в Люблинском районе, откуда они вернулись в Братковки после вторжения в Советы. Остальная часть войны

Францишек Старовейский провел в имении своих бабушек и дедушек по материнской линии, Коморовского, в Седлиске и Накло. Послевоенный распад помещичьего мира, произошедший на его глазах, повлиял на дальнейшую жизнь художника. В 1947 году он поступил в художественную среднюю школу в Кракове, затем продолжил свое художественное образование на факультете живописи в Краковской высшей школе изобразительных искусств (1949-52); сначала с Тадеушем Кантором, затем с Войцехом Вайсом и Адамом Марчинским. Окончил студию Михаила Былина в Академии художеств в Варшаве в 1955 году.
В начале своей художественной карьеры он принял художественный псевдоним Ян Бык, как напомнил художник, самое пролетарское имя в сталинскую эпоху должно было действовать как политическая шутка. Он приобрел популярность в 1960-х годах как автор театральных и киноплакатов. Он считается одним из самых ярких представителей польской школы плаката. Он создал тип авторского плаката с узнаваемым стилем, основанным на точных линиях каллиграфии, удивительных сюрреалистических ассоциациях и импульсивной силе воображения. В середине шестидесятых он стал художественным руководителем краковского журнала Ty i Ja. Со временем «чистый» рисунок получил преимущество в своем искусстве, с 1980 года его часто представляли в виде так называемых перформансов. Театр рисования. Вдохновением для его действий послужил образ Мастерской Курбе, где представители разных социальных слоев, собравшиеся в авторской мастерской, поэты и друзья мастера наблюдают за ним за работой. Каждое из почти 30 представлений Starowieyski, организованных в стране и в мире, длилось несколько дней и начиналось с удаления центральной точки композиции, то есть круга без использования компаса, с полной руки. При участии обнаженной модели и зрителей художник-режиссер и самый важный актер также создали масштабные композиции, наполненные водоворотом женских и животных форм.
Творческое овладение Старовейским рисунком, стенографией и любовь к принципам геометрии вернулось к антиквариату и мастерам живописи эпохи Возрождения, а в расширении форм резкие контрасты киароскро, замысловатых, трудных для расшифровки содержания, жуткая склонность и анатомический интерес - к искусству барокко. Очарованный его культурой, с 1970 года он поддерживал все работы 300 лет назад, и в них он представил стилизованные комментарии к каллиграфии XVII века и декоративные названия произведений, которые стали неотъемлемой частью работы. Он утверждал, что дух предка 17-го века изобразил его. Я живу в те времена, а все остальное - то, что случилось потом, пока не стало очевидным сегодня, - это всего лишь вопрос воображения. Очарованный человеческим телом, он деформировал его и поместил в удивительный контекст, обычно избегая лица и рук.

Францишек Старовейский провел в имении своих бабушек и дедушек по материнской линии, Коморовского, в Седлиске и Накло Важное место в творчестве художника занимает женщина, одетая в идеал рубенсовских форм, которому Старовейский был верен годами. На рисунках изображены механические крылья Nike, парки, а также их земные воплощения с именами конкретных женщин. Его работы часто заполняют гибриды животных и людей, которые проникают и переплетаются друг с другом в неразделимых объятиях. Помимо увлечения чувственным женским телом, есть размышления о смерти и смерти, из которых рождается современная версия темы vanitas - смерть становится чувственной и привлекательной, хотя она символизирует конец жизни. Череп, растущий из женского тела, неизбежно побуждает перейти на эту сторону. Он создал свой собственный театр vitae et mortis с помощью неизменного репертуара реквизита: кости, черепа, головы птиц, змей, волшебный глаз, яйцо вечности, которое подвергалось необычной метаморфозе форм. Он часто ссылался на иконографию старинных гравюр, иллюстрирующих анатомические атласы и популярные в средневековье и в стиле барокко танцев смерти. Дальнейшие темы были предоставлены природой и юным увлечением деревьями - часто разрушенными, отмеченными следами драматической борьбы с элементами и течением времени. Часто художник отождествлялся с ними - его лицо таяло в бороздчатой ​​коре.
Старовейский, как и Сальвадор Дали, был мастером самосоздания, ему нравилось шокировать не только своим искусством, но и своим поведением - зритель ожидает, что создатель его оскорбит, оскорбит и шокирует. Он был известен экстравагантностью, рассказыванием невероятных историй и раскрашиванием своей собственной биографии. Все это способствовало легенде о Старовейских. В 1955 году мой дядя решил познакомить меня со взрослой жизнью на собрании семей помещиков, - вспоминает художник, - я оделся в элегантное вечернее платье, вел себя безупречно. Все казались разочарованными. Пока кто-то не прошептал: здесь воняет дьявол ... Потом было замечено, что из-под куртки торчал длинный вонючий хвост! Я сделал это сам перед тем, как принять сварной кабель. Фамилия вздохнула с облегчением - это было то, что ожидалось от меня.

***
На выставке мы представляем более тридцати работ Франциска Старовейского, в том числе широкоформатные пастели, которыми знаменит художник, рисунки углем и эскизы, еще не придуманные, являющиеся записями каллиграфических идей и композиций. Некоторые рисунки были сделаны в 1990-х годах, некоторые датируются 1994 годом, когда Старовейский впервые выставил свои работы в Люблинском музее. Другие приходят из последних лет, когда он постепенно отошел от больших форматов. Работы происходят из частной коллекции Рышарда Здонка, давнего друга художника, управляющего галереей BRAMA в Казимеж-Дольны, где каждый год летом Францишек Старовейский демонстрировал свои последние достижения и коллекцию Люблинского музея. Экспозицию дополняют старинные гравюры и анатомические атласы, на которые художник ссылается в своих работах из фондов библиотеки Университета Люблина.



Выставка организована в рамках Европейского фестиваля вкуса.