# УрядГройсмана-3. Премьер и его '' малый Кабмин ''
Если бы 14 апреля 2016 кто-то заверил, что может точно сказать, сколько продержится только что назначенный Кабинет министров Владимир Гройсман, то такого человека можно было бы смело называть лицемером, если не дураком.
В тот день, когда спикер Совета Гройсман только примерялся к премьерского кресла, в кулуарах украинской политики уже просчитывали варианты, кто станет премьером после провала Владимира Борисовича.
Сейчас мало кто вспоминает, но два с половиной года назад тогдашний премьер Арсений Яценюк вынужден был уйти в отставку из-за волны общественного возмущения, вызванную его тесными контактами с олигархами, тайными встречами с ними, кулуарным договоренностям в рамках политикума и, как бы это не звучало сегодня, замедлением темпа реформ.
По большому счету, большинство из этих обвинений имели под собой почву. Кто и зачем дополнительно "подогревал" общественное возмущение - отдельная тема. Но то, что премьер Яценюк, справившись с возможным дефолтом и экономическим коллапсом, не сумевший пройти испытание "кулуарной величием" - тоже правда.
Вот только еще весной 2016-го, в самый разгар кампании по смещению Яценюка, стало очевидным, что и те, кто его пытается устранить, и те, на кого его хотят заменить, на самом деле - ничем не лучше. Поэтому шансов, что они продержатся на должностях долго, было мало.
В те дни люди типа тогдашнего главы АП Бориса Ложкина или его заместителя Дмитрия Шимкива рассказывали, что отказались идти в правительство Гройсмана, потому они "технократы, а правительство - политический". На самом деле даже в их среде, ближайшем окружении президента, была уверенность в печальных перспективах такого Кабмина.
"А чего Ложкину идти к Гройсмана? Этот кабинет не взлетит. Его снимут максимум за год. Тогда-то Ложкин и появится", - с элегантной улыбкой уверял журналиста УП один из членов окружения тогдашнего главы АП.
Вот только "технократы" пропустили один момент. Гройсману и не надо было слетать. Ему было достаточно не упасть.
Весной 2016-го всех участников премьериады, из которых бы политических лагерей они ни были, объединяла одна вещь - пренебрежительное снисхождение к новому премьеру. "Мэр Кабмина" или "Базарник вместо рыночника" - афоризмы, услышанные УП не на улице, а из уст людей первого политического эшелона.
В их среде было принято с особым апломбом шутить над тем, как Гройсман трудоустроил в Кабмин трех своих людей.
"Теперь у нас не Кабмин, а киевский филиал винницкой мэрии", - упражнялся то в остроумии один из собеседников УП в руководстве АП.
И он имел определенные основания. Гройсман действительно выбивал места для своих людей в правительстве. Но как это было похоже на старую добрую мелочность, расчет у премьера был стратегический. И не в год.
Возможно, в большой политике Гройсман на тогда был недолго и бюджет страны сам посчитать не мог бы, как это делал Яценюк или Порошенко, но разобраться в том, сколько мест в Кабмине нужно иметь для блок-пакета, Владимир Борисович сумел.
Для старта было достаточно. Свой плацдарм для похода по реальной властью Гройсман выбил и сейчас, с расстояния двух с половиной лет его правления, расчет премьера не выглядит ни провинциальным, ни простецким.
Кто эти люди, которые в шуме замены Яценюка на Гройсмана незаметно прописались в правительстве и составили группу, которую министры теперь между собой называют "малым Кабмином"? Из людей премьера за что отвечает, и как они все вместе забирали у Порошенко желанный контроль над правительством?
Обо всем этом читайте в продолжении серии материалов УП о жизни # УрядуГройсмана.
Предыдущие материалы цикла:
# УрядГройсмана: Кто и как руководит Кабинетом министров
# УрядГройсмана - 2. Театр одного премьера
"Малый кабинет"
Ставка Гройсмана была понятна. Хотя это и не значит, что было легко ее сыграть.
С одной стороны, он понимал, что руководить правительством самостоятельно ему никто не даст. С другой - Гройсман должен закрыть своими людьми хотя бы критические направления.
Когда на Банковой согласовывали состав Кабмина Гройсмана, то рядом с именем Кистиона (слева) и словами "вице-премьер" всегда фигурировала приставочку "по делам АТО"
фото: пресс-служба КМУ
Прежде всего, экономику. Это основной ресурс, миллиардные потоки, которые кто-то производит, а кто распределяет и контролирует.
Получить своего министра экономики Гройсман хотел, но не смог. Это вообще-то была одна из самых острых точек при формировании его правительства. Сам он еще до объявления состава предлагал отдать эту должность тогдашний заместителя Абромавичюс Юлии Кузнецов.
Но на место главы Минэкономики были свои виды и у Порошенко, и в "Народного фронта". Наконец, с кандидатурой так и не определились, соединив под Степаном Кубивым функции первого вице-премьера и министра экономики.
Чтобы понять, насколько чувствительной позиция министра экономики, стоит заглянуть в список его заместителей, каждый из которых представляет другую политическую группу.
Максим Нефедов отвечает за публичное "лицо реформ", Юрий Бровченко занимается вопросами оборонки в интересах окружения президента, Михаил Титарчук считается близким к Гройсмана, а Наталья Никольская, которая не так давно ушла с госслужбы Была делегирована в Минэкономики по квоте НФ.
Взять под контроль эту сферу направления премьеру не удалось, поэтому он решил ударить с фланга. Именно для этого Гройсману и был нужен вице-премьер Владимир Кистион, которого в кулуарах украинской политики принято считать "правой рукой" премьера.
Когда на Банковой согласовывали состав Кабмина Гройсмана, то рядом с именем Кистиона и словами "вице-премьер" всегда фигурировала приставочку "по делам АТО". До момента голосования за него в Раде.
"Как только все здесь немного розгреблись, собирается экономический правительственный комитет Кубива И оказывается, что человек, имевший заниматься АТО, ходит именно на этот комитет. А вы понимаете, это экономика, транспорт, энергетика и другие таких вопросов. Сначала Кистион там не очень выступал, но в последнее время все поняли, что когда Кистион говорит "нет", это считай, что Гройсман сказал. Кубов таких решений из комитета не выпускает ", - рассказывает на условиях анонимности один из министров.
"Каждому премьеру нужен такой Кистион. Договорился ты, скажем, что-то с Ахметовым, пообещал ему что-то там сделать, а Минэнерго под Кононенко. Не будешь же ты просить у того. Ибо зачем ты тогда премьер, если надо у кого-то просить? Вот Кистион решает такие вопросы в энергетике, в транспорте, на железной дороге ", - добавляет другой его коллега.
Собственно, именно Кистиона считают основным экономическим советником Гройсмана.
"Если все говорят, что что-то невозможно сделать, а Кистион говорит, что можно, то премьер сделает. По крайней мере попытается", - объясняет уровень взаимоотношений премьера и его вице один из членов правительства.
Когда в Гройсмана вопрос о социалку, субсидии, повышение цен на газ, пенсию и т.д., то он говорит и слушает, в первую очередь, Реву
пресс-служба КМУ
Во-вторых, для Гройсмана была важна социалка. Владимир Борисович, который много лет был мэром, просто привык быть объектом захваченных приветствий восьми из десяти бабушек на остановке трамвая. Вообще, как признаются в команде премьера, он особенное отношение к живому общению с "простым народом".
Он может ли на молоко в какой-то сельской бабушки зайти, или взяться сваривать элементы моста. То есть, так сказать, акты прямого общения с народом, были особенно болезненными для премьера предыдущего, в Гройсмана проходят "на ура".
Кроме того, как показывает политическая история, социальные выплаты - кратчайший путь к сердцу большинства избирателей. Кто с этим спорит, тот просто забыл размеры очередей за "Юлиной" или "витину" тысячами.
С другой стороны - неконтролируемая социальная политика может положить конец карьере любого, и не только премьера. Поэтому, вполне прогнозируемо, на место главы Минсоц Гройсман выдвинул своего человека.
Возможно, Андрей Рева так и остался бы только другом Гройсмана со времен мэрства в Виннице, если бы он параллельно с этим был еще и другом другого известного винничанина - Петра Порошенко.
"Порошенко и Рева очень хорошо знакомы, много раз пересекались в Виннице. Это человек был точно не новая для президента. Поэтому, видимо, он и прошел", - рассказывает один из министров действующего правительства.
Но с президентской стороны в правительстве за социалку соответствует и профильный вице-премьер Павел Розенко. Его конфликт с Ревой был прогнозируемым, но от этого не менее вспыльчивым.
"Там в чем-то даже смешная история. Рева - такой яркий социалист. Он бы все в" буржуев "немедленно забирал и раздавал народу. А Паша в свою очередь очень осторожно относится практически к любым изменениям. Слишком осторожно, он, если бы мог, то вообще ничего бы не менял, наверное. И когда они вдвоем, то это, что называется, нашла коса на камень ", - рассказывает анонимно один из членов Кабмина.
Фактически все в правительстве, с кем УП удалось пообщаться, убеждены, что между премьером и его министром соцполитики царит настолько полное доверие, насколько это вообще возможно.
Поэтому когда в Гройсмана вопрос о социалку, субсидии, повышение цен на газ, пенсию и т.д., то он говорит и слушает в первую очередь Реву.
Премьер может собрать совещание, позвать министра, иные профильных чиновников и даже не подумать известить Розенко.
Саенко (посередине) может "потерять" для премьера определенные невыгодные документы или наоборот ускорить их попадания на рассмотрение правительства
пресс-служба КМУ
В-третьих - точкой опасности для премьера могла стать аппаратная война.
Гройсман в большой политике был человеком из новых. Но с багажом своего мэрства и управления парламентом успел вынести урок. Как перспективный аппаратчик он понимал, что в большой машины Кабинета министров одно узкое горлышко - секретариат.
Ни один документ не входит в правительство и не выходит из него, не пройдя через офис министра Кабинета министров.
"Ни одно решение в Кабмин не попадает без визы из секретариата. Когда министерства инициируют какие-то решения, то их следует согласовать с другими заинтересованными министерствами. Их список всегда разный, но в нем всегда есть секретариат. Всегда, что бы это ни было. Или я как министр выдаю какое-то распоряжение по министерству, это сфера моей ответственности, в том числе политической. Но Минюст никогда это решение не заюстуе без подписи кого? Правильно - министра Кабмина ", - объясняет УП другой министр.
Читайте также
Собственно, когда в последние ночи перед назначением Гройсман сбивал с должности первого вице-премьера Виталия Ковальчука, то делал это во многом из-за боязни дворцового, лучше сказать аппаратного переворота.
Как объясняли тогда депутаты президентской фракции, будущий премьер не хотел быть побежденным в войне, которую мог и не заметить. Чтобы избежать этого, Гройсман поставил на место министра Кабинета министров приближенного к себе Александра Саенко.
По иронии судьбы, Саенко к Гройсмана, когда тот переходил из первого правительства Яценюка в Верховную Раду, привел Александр Данилюк, которого несколько лет назад премьер и его министр вместе выживут из Кабмина.
Из-за характера задач, которые выполняет для премьера Саенко, у него появилось непубличное прозвище, которое УП приходилось слышать сразу от нескольких министров - "Саша-потеряй".
Дело в том, что именно Саенко может "потерять" для премьера определенные невыгодные документы или наоборот ускорить их попадания на рассмотрение правительства.
Еще больше важность Саенко выросла после реформы госслужбы.
С одной стороны, его собственная должность после этой реформы имеет неопределенный юридический статус, ее следовало бы ликвидировать. Но с другой - в сфере влияния руководителя секретариата Кабмина оказались конкурсные комиссии, которые отбирают кандидатов на вакантные должности в множество государственных органов и учреждений. А кадры, как говорил один печально известный персонаж, решают все.
Чтобы понять, насколько близким для Гройсмана является Саенко, следует вспомнить, что именно этот министр вместе с приближенным к премьеру депутатом Вадимом Денисенко стал соучредителем нового политического движения, которому прочат стать "Партией Гройсмана", - Украинский стратегии успеха.
Кстати, упомянутый депутат Денисенко, который является представителем правительства в Верховной Раде, вместе с пресс-секретарем премьера Василием Рябчуком - еще два человека, которые участвуют в принятии стратегических решений Гройсманом.
Первый отвечает за наработки смыслов и коммуникативных стратегий, второй - за их реализацию.
Однако есть у премьера еще один человек, без которой команды Гройсмана невозможно представить. Собственно, если бы не этот психолог и политтехнолог, может быть, и самого Гройсмана как феномена не было бы в известном нам розмаси.
Речь о Мирослава Кошелюка. В Виннице о нем ходили чуть ли не легенды, в которых Кошелюк фигурировал как "московский психолог Гройсмана" и кузнец большинства его побед на выборах. Сам Мирослав родом из Дрогобыча, а в Москве только учился.
По состоянию на сейчас Кошелюк оформлен в Кабмине как советник на общественных началах, хотя в первом Кабмине Яценюка был официальным заместителем министра ЖКХ Гройсмана по вопросам евроинтеграции. Первым заместителем министра тогда был Кистион.
Хотя Кошелюк и присутствует на всех важных публичных выступлениях Гройсмана или встречах с прессой, он является достаточно закрытой и непубличной человеком.
Хотя Кошелюк (между Яценюком и Парубием за спиной Гройcмана) и присутствует на всех важных публичных выступлениях Гройсмана или встречах с прессой, он является достаточно закрытой и непубличной человеком
В Кабмине о нем так же говорят очень по-разному, в зависимости от степени знакомства с Кошелюка, о нем говорят как от просто пиарщика к своего рода Распутина при Гройсман.
Поэтому описать точно суть услуг, предоставляемых Кошелюк премьеру, и просто, и сложно одновременно. Он ему советует. В широком смысле слова: как говорить с прессой, как вести себя, как воевать с Порошенко, куда вести страну.
Через непубличность Кошелюка трудно сказать, насколько премьер прислушивается к его советам.
Но, например, в здании Кабмина кабинет пресс-секретаря премьера расположенный перед рамкой закрытой части 7-го этажа здания, а кабинет Кошелюка за рамки охраны - в закрытой части рядом с офисом премьера.
Собственно, этим и ограничивается костяк того тесного доверенного круга соратников, к которому обращается Гройсман, когда должен решить какие-то тактические или стратегические задачи. Некоторые министры успели окрестить эту команду премьера "малым Кабмином".
"Володя часто советуется только со своими. Иногда может позвать еще кого-то из профильных министров, с кем не конфликтов", - рассказывает один из членов Кабмина Гройсмана.
"Премьер некоторые решения принимает в" тесном кругу ". Видно, частично не хочет огласки или утечки информации заблаговременно, частично боится измены. Так, например, весь Кабмин до последнего не знал, будет ли подниматься цена газ. Этот вопрос решался премьер" премьером с несколькими министрами. Остальные узнали буквально перед голосованием ", - добавляет другой.
Интересно, что во время упомянутых тайных разговоров о газе с премьером общались не только "его" люди, но и министры, которых принято считать "людьми президента". И это в # УрядиГройсмана - не редкость.
За два с половиной года своего правления премьер сумел "перевербовать" не одного министра из команды Порошенко.
Дошло даже до того, что, имея формальное большинство в правительстве, президент фактически беспомощен, если ему нужно провести через Кабмин какое-то решение, не очень нравится премьеру.
Эта ситуация становится тем более раздражающей для Порошенко, чем ближе являются президентские выборы. Но это уже тема для отдельного разговора.
Роман Романюк, УП
А чего Ложкину идти к Гройсмана?Кто эти люди, которые в шуме замены Яценюка на Гройсмана незаметно прописались в правительстве и составили группу, которую министры теперь между собой называют "малым Кабмином"?
Из людей премьера за что отвечает, и как они все вместе забирали у Порошенко желанный контроль над правительством?
Ибо зачем ты тогда премьер, если надо у кого-то просить?
Но Минюст никогда это решение не заюстуе без подписи кого?