TDP-tema7_5

  1. 5

5

7.3. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и виды.

Основным регулятором общественных отношений является право, оно формулируется, существует и развивается в определенной форме, непосредственно отвечает фундаментальной его признаку - формальной определенности.

На современном этапе развития национальной правовой системы Украины, несмотря на стремительный рост роли международных договоров и признание практики Европейского Суда по правам человека, в частности его прецедентного права, доминирующей формой (источником) права Украины выступает нормативно-правовой акт.

Как форма (источник) права, нормативно-правовой акт появился на ранних этапах развития государственности, и в большинстве стран постепенно вытеснил правовой обычай и правовую доктрину и стал основным нормативным регулятором в обществе. По словам М.В. Цвика, учитывая юридическую форму и содержание, нормативно-правовой акт является наиболее совершенным источником права. Его относят к первичным источникам права практически во всех современных государствах, наибольшее распространение он получил в странах романо-германской правовой семьи. [2]

Нормативно-правовой акт имеет определенные преимущества перед другими источниками:

  • он может быть оперативно издан и изменен в любой своей части, позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы в обществе;
  • нормативно-правовые акты, как правило, соответствующим образом систематизированы, что позволяет легко найти нужный документ для применения и реализации;
  • нормативно-правовые акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, способствует проведению единой политики и не допускает произвольного толкования и применения норм;
  • нормативно-правовые акты поддерживаются и охраняются государством.

Нормативно-правовой акт является разновидностью правового акта, который выдается только правотворческих государственным органом. Он принадлежит к официальным актов компетентных органов, выражающих волю государства. Отсюда его верховенство и официальность.

Как официальный акт, в котором содержится воля государства, нормативно-правовой акт должен:

  • выдаваться в пределах компетенции соответствующего органа;
  • иметь документальную форму выражения, предусмотренную для этого вида актов;
  • соответствовать конституции, другим законам государства, подзаконным актам вышестоящих органов;
  • быть официально опубликованным и введенным действие.

Нормативно-правовые акты, учитывая присущие им характерные особенности, следует отличать от других правовых актов. Как в теории, так и на практике наиболее изученными являются признаки нормативно-правового акта, вытекающие из характера нормы как общего правила поведения.

К этим признакам относятся: отсутствие индивидуально-определенного адресата, неопределенность числа случаев на которые рассчитано правило и возможность неоднократного применения, не исчерпывает действия правила. Указанные признаки в большинстве случаев, достаточно ясно отличают нормативно-правовой акт как совокупность общих правил от индивидуального акта реализации норм права. Однако, как показывает практика систематизации, не всякое правовое положение общего характера является нормативно-правовым актом. Поэтому необходимо использовать и другие критерии, отличающие его от других правил общего, но не правотворческого характера.

Нормативно-правовой акт устанавливает общий, но достаточно определенный критерий поведения. Если в правилах того или иного акта содержатся общие указания, которые не устанавливают определенного, объективного критерия поведения лиц, то вряд ли можно считать выполненным задачи правового регулирования отдельного вида отношений.

«« «Предыдущая »» »Следующая