TDP-tema7_5
5
7.3. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и виды.
Основным регулятором общественных отношений является право, оно формулируется, существует и развивается в определенной форме, непосредственно отвечает фундаментальной его признаку - формальной определенности.
На современном этапе развития национальной правовой системы Украины, несмотря на стремительный рост роли международных договоров и признание практики Европейского Суда по правам человека, в частности его прецедентного права, доминирующей формой (источником) права Украины выступает нормативно-правовой акт.
Как форма (источник) права, нормативно-правовой акт появился на ранних этапах развития государственности, и в большинстве стран постепенно вытеснил правовой обычай и правовую доктрину и стал основным нормативным регулятором в обществе. По словам М.В. Цвика, учитывая юридическую форму и содержание, нормативно-правовой акт является наиболее совершенным источником права. Его относят к первичным источникам права практически во всех современных государствах, наибольшее распространение он получил в странах романо-германской правовой семьи. [2]
Нормативно-правовой акт имеет определенные преимущества перед другими источниками:
- он может быть оперативно издан и изменен в любой своей части, позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы в обществе;
- нормативно-правовые акты, как правило, соответствующим образом систематизированы, что позволяет легко найти нужный документ для применения и реализации;
- нормативно-правовые акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, способствует проведению единой политики и не допускает произвольного толкования и применения норм;
- нормативно-правовые акты поддерживаются и охраняются государством.
Нормативно-правовой акт является разновидностью правового акта, который выдается только правотворческих государственным органом. Он принадлежит к официальным актов компетентных органов, выражающих волю государства. Отсюда его верховенство и официальность.
Как официальный акт, в котором содержится воля государства, нормативно-правовой акт должен:
- выдаваться в пределах компетенции соответствующего органа;
- иметь документальную форму выражения, предусмотренную для этого вида актов;
- соответствовать конституции, другим законам государства, подзаконным актам вышестоящих органов;
- быть официально опубликованным и введенным действие.
Нормативно-правовые акты, учитывая присущие им характерные особенности, следует отличать от других правовых актов. Как в теории, так и на практике наиболее изученными являются признаки нормативно-правового акта, вытекающие из характера нормы как общего правила поведения.
К этим признакам относятся: отсутствие индивидуально-определенного адресата, неопределенность числа случаев на которые рассчитано правило и возможность неоднократного применения, не исчерпывает действия правила. Указанные признаки в большинстве случаев, достаточно ясно отличают нормативно-правовой акт как совокупность общих правил от индивидуального акта реализации норм права. Однако, как показывает практика систематизации, не всякое правовое положение общего характера является нормативно-правовым актом. Поэтому необходимо использовать и другие критерии, отличающие его от других правил общего, но не правотворческого характера.
Нормативно-правовой акт устанавливает общий, но достаточно определенный критерий поведения. Если в правилах того или иного акта содержатся общие указания, которые не устанавливают определенного, объективного критерия поведения лиц, то вряд ли можно считать выполненным задачи правового регулирования отдельного вида отношений.