Кто был Мастером Флемалле? (на полях выставки)

  1. Мастер из Флемалле и Рогир ван дер Вейден

Не все анонимные художники были мастерами средневековья. Многие из них - художники, работающие на пороге современности, а также художники эпохи Возрождения, маньеризма и более поздние. Их настоящие имена не должны были быть известны - как это часто было в Средние века - или они не были записаны и записаны. Во многих случаях кто-то записывал их в приходских книгах, городских реестрах или в различных отчетах, но как можно связать так много имен и фамилий из архивов с разбросанными по всему миру полиптихами и отдельными единицами размещения?


Мастер из Флемалле, Святой   Вероника  , Штедельшес   Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне   Кроме того, неизвестно, есть ли еще имена и забытые имена, с которыми невозможно связать изображения и скульптуры или произведения искусства без авторов Мастер из Флемалле, "Святой
Вероника " , Штедельшес
Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне
Кроме того, неизвестно, есть ли еще имена и забытые имена, с которыми невозможно связать изображения и скульптуры или произведения искусства без авторов. В любом случае, это очень неловкая ситуация для искусствоведа. Это беспокоит отцов-основателей этой дисциплины, любителей и профессоров XIX века, а также угнетает современных ученых. Определить стилистически согласованную группу неподписанных произведений и связать их с конкретным художником - это задача для ценителей. Однако, если вы не можете присвоить изображения именам, известным мастерам, вы можете дать интригующий псевдоним предполагаемой творческой личности.
Имена жонглеров
Практика традиционной, первичной истории искусства - той, которая пытается связать работы с авторами, установить дату и обстоятельства их создания, а также последующую судьбу, не легка и не всегда заканчивается однозначными результатами. Иногда это связано с рискованным манипулированием именами, известными только из архивов и анонимных изображений. В результате такой научной акробатики возникают более или менее головокружительные гипотезы. Со временем - эти гипотетические концепции постоянно повторяются как в научной, так и в популярной литературе, они теряют знаки вопроса, которые им изначально предоставлены, и на их основе возникают следующие.
Прекрасным примером таких гипотетических конструкций является фигура и работа Мастера Флемалле, обычно отождествляемого с Робертом Кампеном. Вокруг этой загадочной фигуры возникло множество легенд и научных концепций.

Мастер из Флемалле и Рогир ван дер Вейден

Франкфурт, Städelsches Kunstinstitut, 21 ноября 2008 г. - 1 марта 2009 г .; Берлин, Gemäldegalerie, 20 марта - 21 июня 2009 г.

Во Франкфурте, в Штедельском Кунстинштитуте, есть прекрасные монументальные кварталы из непригодного для пользования перезапуска. Согласно ненадежному отчету 19-го века, они происходят из аббатства Флемаль, недалеко от Льежа. Так называемые «доски Flémalle» («Мария с младенцем», «Святая Вероника», «Святая Троица») тогда считались работами Рогира ван дер Вейдена. Со временем выяснилось, что во Флемале не было аббатства, и, скорее, Рожье не был их автором. Так кто же? Его называли Мастером Флемалле и связывали с ним значительную группу других картин (например, триптих «Благовещение», называемый «Алтарь Мерода», в «Монастырях», «средневековом» филиале Метрополитен-музея искусств), хотя эти приписывания основывались только на исследованиях. сравнение.
Со временем анонимный Мастер из Флемалле был идентифицирован с Робертом Кампеном в Турне. Долгое время в научных исследованиях и популярной литературе Роберт Кампен заменил Мастера Флемаллем и «стал» автором своих произведений. Более того, рамки работы Роберта Кампена (= Master из Flémalle) постепенно расширялись. И это была бы очень удовлетворительная, разборчивая ситуация, если бы не последующие попытки организовать работы голландских мастеров первой половины пятнадцатого века, предпринятые историками искусства в конце прошлого и начале этого века.
Проблема истории искусства
Одна группа исследователей (включая Феликса Тюрлемана) разделяет большую часть традиционного творчества Роберта Кампена-Мастера из Флемалля между Рогье ван дер Вейденом, Жаком Дарелем и другими «мастерами»: Мастером Мадонны в траве (возможно, это был Ян ван Стовере) ), Мастер Святой Троицы Лувен, Мастер Hortus Conclusus (отождествляется с Виллемремваном Тангере), Мастер Брака Марии. Эти исследователи считают, что Кампен делал лучшие работы, и, кроме того, он много их писал. Хотя они распределяют большую часть работы Кампена-Мастера из Флемалле между его сотрудниками, мастерская, лучшие работы среди работ, которые он приписал ему, и группа этих лучших работ снова выросла (например, за выдающуюся «Картину с креста» Прадо - согласно гипотеза Тюрлемана).
Вторая группа исследователей (включая Лорна Кэмпбелла) представляет собой более строгую позицию, пытаясь изолировать работы самого мастера и его учеников, сгруппированные под общими названиями группы Flémalle (создателей, среди прочего, франкфуртских табличек), от группы картин, приписанных Кампену, Mérode Group ( создатели, среди прочего, "Altar Mérode"), группы van der Weyden.
Во Франкфурте, в Штедельском Кунстинштитуте, есть прекрасные монументальные кварталы из непригодного для пользования перезапуска Рогир ван дер Вейден, "Картина с креста" ,
Прадо, Мадрид
В свою очередь, Стивен Кемпердик вместе с Йохеном Сандером (авторами выставок во Франкфурте и Берлине и каталогом для них) также выделяют много рук, сотрудничающих в великой мастерской Кампина, а также делятся работой этой студии на несколько этапов. Их расчет может вызвать у вас головокружение. В самой старой мастерской было два чемпиона и хотя бы один из их помощников. Во втором семинаре - Мастер Флемалле - рука I (предположительно идентифицированный с молодым Рогье ван дер Вейденом) и Мастер Флемалле - рука II, а также два помощника обоих мастеров из предыдущего, старшего семинара, помощник и подражатель Мастера Флемаль - рука I, мастер крыльев св. Юзеф из "Ołtarza Mérode", Жак Дарет и, без сомнения, Рогир ван дер Вейден.
По словам Кемпердика и Сандера, художники из великой студии Кампины разошлись, создав собственные мастерские. Самым важным тезисом авторов выставки является мысль о том, что этот молодой Рогир ван дер Вейден был автором лучших работ в группе с Флемаллем, Робертом Кампеном и, скорее, предпринимателем, чем создателем - владельцем большой, разнообразной мастерской, в которой молодой Рогье дал тон.
В другой новой монографии Феликса Тюрлемана мы находим другую, совершенно противоположную гипотезу, предполагающую, что знаменитые франкфуртские «доски Флемаль» являются частью ретабулума, главной штаб-квартирой которого будет одна из самых выдающихся работ Рожье ван дер Вейдена, «Картина креста», хранящаяся в музее Прадо Мадрид. И поэтому вы должны назначить их ... Мастер с Flémalle-Campin.

Однако в каталоге выставки даже самые смелые гипотезы, касающиеся авторства и сообщества изображений мастерских, лишены поддержки технологических исследований. Они бы не развеяли все сомнения, но могли бы подтвердить или опровергнуть многие тезисы, изложенные только «на глаз». Независимо от того, составляли ли кварталы Флемалле единое целое с фотографией Прадо с креста, можно определить, проведя тщательные исследования почвы, метод подготовки краски и, главным образом, связующие вещества. Такое исследование не объясняет, действительно, авторство этих работ, но может помочь установить личность их мастерской.
Сколько чемпионов?
В чем путаница противоречивых открытий для любителей науки, которые не занимаются историей искусства профессионально? Прежде всего (скажем, с большим вызовом) - не читайте профессиональные монографии ваших любимых художников, и уж точно не двух разных авторов. Сторонники противоречивых тезисов имеют одинаковые архивные данные, но делают из них разные выводы или - обычно только на основе стилистического анализа сохранившихся произведений - «раздают» их разным авторам, умножая художников, их помощников и помощников.
Второе - не читайте подписи под рисунками или руководствами галереи, потому что часто неизвестно, соответствуют ли они текущему состоянию знаний или находкам, сделанным много лет назад. Искусствоведы не облегчают жизнь любителям живописи. Возможно, однако, для поклонников мастерства древних веков не имеет значения, была ли их любимая картина написана мастером Флемалле - рукой I или помощником его помощника.
Авторы выставки, вероятно, исходили из такого предположения, поскольку только в обширном каталоге приводятся подробные соображения относительно авторства отдельных картин, хронологии их создания и деятельности отдельных мастерских и мастеров. С другой стороны, на выставке есть только шильдики. Все портреты, представленные на выставке, ранее принадлежавшие Мастеру с Флемаль-Кампеном (например, «Портрет женщины в белой кепке» из Национальной галереи в Лондоне), в настоящее время связаны с Рогье ван дер Вейденом, однако эти темы не объясняются зрителям.
Поэтому давайте подведем итоги этого сложного и изложенного здесь в двух словах состояния знаний о Мастере Флемалле. Каковы результаты последних исследований, результатов и дальнейших гипотез? Ну, мастер из Флемалле не Роберт Кампен. Кампин был активным художником в начале своей карьеры (источники упоминают о его росписи и нескольких декоративных работах), и со временем он стал владельцем большой мастерской в ​​Турне, в которой работало много художников, работающих в едином стиле. Самым важным из них был молодой Рогир ван дер Вейден. И, наконец, не таинственный Мастер Флемалле и не Роберт Кампен являются основателями реалистической голландской живописи. Это были скорее Рогир ван дер Вейден, работавший на фабрике Кампины в Турне (до поездки в Брюссель), и Ян ван Эйк в Брюгге одновременно.
Исследования современных искусствоведов и реставраторов показывают, что даже великие мастера сотрудничали в создании своих произведений и шедевров с одним или даже несколькими помощниками. Они, конечно же, отвечали за изобретение , то есть за состав и способ представления предмета, но не всегда за их общую реализацию. Среди помощников мастера были специалисты по пейзажам или золотодобыче; вероятно, были менее ценные помощники для грунтовки, переноса рисунка из картонных коробок и создания подкраски. Несколько художников могли работать вместе над одной работой, каждая из которых рисует другую фигуру или даже целый стол, применяя другой цвет или рисуя другой мотив и т. Д. Стоит помнить, что сегодняшнее понимание оригинальности и уникальности произведений искусства имеет мало общего с бывший.
Автору спасибо проф. Антони Зимбе за публикацию неопубликованной книги «Живопись и голландское искусство XV века», которая будет издана издательством Варшавского университета.