Рабочий сценарий

30.04.2015, 14:36 30

Агата Малесиньска, бывший журналист и соавтор PAP, среди прочих «Няня», «Samego życia» или «Heli w napałach» считает, что журналисты имеют предрасположенность стать хорошими сценаристами (Фото: Петр Круль)

Все больше и больше журналистов пишут сценарии для фильма или сериала. Их профессиональный опыт помогает. Но этого мало.

Я никогда не делал таких настоящих сериалов », - сказал Павел Малашинский о« Афганской миссии ». Сценарий этой серии статей о солдатах, участвующих в миссии ИСАФ - Международных силах содействия безопасности в Афганистане - был работой журналиста Яна Павлицкого, сегодня репортера, работающего на станции Republika.TV, ранее связанного, в частности, с другими. с TVN и TVP Info. Будучи дебютантом сценария, он провел год, и его поддержал опытный сценарист Марек Кройц. - Работа журналиста состоит в том, чтобы чему-то научиться, понять это и сообщить об этом другим в доступной форме. Сценарий такой же. Когда я писал серию о солдатах, мне нужно было узнать этот мир изнутри. Я ходил в подразделения по всей Польше. Я часами разговаривал с солдатами, записывал интервью и документировал тему, - говорит Павлицкий. Премьера сериала, выпущенного компанией Akson, состоялась в октябре 2012 года в Canal +, и просмотр первых трех эпизодов был в несколько раз лучше, чем среднесуточная доля за расчетный период. Сериал стал хитом станции.

- Написание сценариев является приоритетом для меня сегодня. Я хочу совместить эти две профессии. Не все из полученных вами журналистских материалов могут быть опубликованы. Но то, чем я занимаюсь профессионально, иногда является вдохновением для создания художественной литературы, - говорит Павлицкий.

Примирить или отказаться

Многие журналисты, соблазненные видением лучшего заработка, находят свое место в киноиндустрии. Агата Малесиньска, бывший журналист и соавтор PAP, среди прочих «Няня», «Одна жизнь» или «Хели в беде» считают, что журналисты имеют предрасположенность стать хорошими сценаристами. - Большинство из них морально устойчивы к неоднократному исправлению своих текстов и созданию сценария, иногда приходится все удалять и писать с самого начала. Это также помогает способность слушать и наблюдать. Сценарии часто исходят из обычных наблюдений за повседневными ситуациями, и это на самом деле лучшие тексты, - говорит он.

Рафал Скурски - журналист, но ему этого было недостаточно, поэтому он принял участие в курсе сценариев в Варшавской киношколе (фото: Петр Круль / Пресса) Рафал Скурски - журналист, но ему этого было недостаточно, поэтому он принял участие в курсе сценариев в Варшавской киношколе (фото: Петр Круль / Пресса)

Темы, появляющиеся в СМИ, также являются отличным материалом для режиссеров. Криминальные журналисты, следователи и репортеры находят лучших в этой отрасли.

Агата Малесиньска имеет особый дебют. Написанный ею сценарий к фильму «От полной к полноте» - подрывной комедии о фее, в которой играли популярные актеры, в том числе Анджей Нейман, Катаржина Глинка и Анджей Грабовски - премьера в 2012 году. - Продюсер поручил человеку, который существенно поддержал меня в этом проекте. Я написал, она прочитала, рецензировала, добавила внимание, - говорит Малесинская.

К сожалению, может пройти много времени, прежде чем скрипт вступит в реализацию, даже если за него уже заплатили. - Производители могут покупать текст, но он не находит маленький экран или большой экран позже. Это не значит, что это плохо, просто ждет успешных ветров, правильной ситуации на рынке. Это самый уродливый цвет этой профессии, - добавляет Малесиньска, которая отправилась в мир фильма после того, как ее история, опубликованная в приложении к ежедневной газете «Факт», была прочитана кинопроизводителем и увидела потенциал в этом тексте. Журналист решила уйти из практики своей нынешней профессии.

Путь к фильму Павла Тшеньёвского, культурного журналиста, который сотрудничал, среди прочего, выглядел по-другому. с портала Wp.pl, "Newsweek Polska", "Pani" и "Glamour". По сценарию сериала «Магда М.» вместе с Анитой Навроцкой он написал книгу о судьбе главного героя и закулисной постановке. Когда сценарист сериала Радослав Фигура получил предложение написать сценарий художественного фильма «Любовь на подиуме», он не принял его, но порекомендовал авторов книги авторам. Это был их художественный дебют. Трое из них с рисунком создают команду сценаристов сегодня. Они работали вместе, среди других по сериалам: «2XL», «Отель 52», «Резиденция», «Шпилки на Гевонце» и «Аппетит к жизни».

Роли журналиста (он сотрудничает с журналами "Zwierciadło", "Gazeta Wyborcza", "Elle") и сценариста примиряет Юстину Победзиньскую, которая пять лет работала над сериалом "M jak miłość". - Благодаря тому, что как журналист я много путешествую по стране, я пишу сценарий не только из своей головы. Я встречаю разных людей во время сбора репортажных материалов. Часто эти истории меня вдохновляют, ведь лучшие сценарии пишут жизнь, - говорит Побединская.

Однако не все убеждены, что эти две роли можно совместить. - Я не верю, что вы можете быть одновременно великим журналистом, надежным и проницательным, а также писать сценарии на стороне, - считает Катаржина Бонда, некогда журналист, сегодня сценарист, занимающийся уголовными делами. - Это все равно что быть шпионом, а потом идти на другую сторону и работать с врагом. Журналистика и сценарий в одно и то же время могут быть успешными только в том случае, если мы рассматриваем написание диалога или лестницы (последовательность сцен в фильме - редакционная заметка) для сериалов как представление этой профессии. Я думаю, что это скорее коммерческая деятельность, потому что мало в этой работе диктовки и строго поделки. Вы можете сделать это, чтобы получить семинар, но если кто-то думает, что работа для телевидения даст ему небольшой процент свободы, который дает работа в СМИ - он ошибается. Создатели фильма моментально покажут бывшему журналисту, где он находится.

Совмещение ролей не удивляет людей, которые знают рынок. - На самом деле профессия сценариста еще не сложилась. Большинство людей, которые занимаются этим, имеют другую профессию, которая позволяет им работать, - говорит Войцех Дановски, заместитель Юлиуш Мачульски, директор киностудии Zebra. Тот факт, что полный отказ от профессии может быть рискованным, также убеждает Яна Квечинского, продюсера Akson Studio (в том числе «Время чести», «Рецепт жизни», «Друзья», «Магда М.»). - Если кто-то является журналистом и хотел бы рассказать больше историй, и в то же время он интересуется киноискусством, ему следует попробовать, но помните, что написание сценариев отнимает много времени и долгождано для результатов. Риск высокий, хотя иногда окупается. Однако это сложно подсчитать, - предупреждает он.

Хорошая серия для начала

Естественным способом для многих начинающих сценаристов является работа над сериалом. Здесь деньги фиксированы, и для этого учитывается участие в авторском праве, то есть роялти, например, за повторные эмиссии. Первым проектом, в котором участвовала Агата Малесинская, была комедийный сериал режиссера Ежи Богайевича «Няня», который транслировался по телевидению с 2005 по 2009 год на основе лицензии американской телевизионной сети CBS, популярной в 90-х годах.

В польской версии была создана няня Frania Maj, 30-летняя девушка из варшавского района Прага. - Серия была написана отлично, во многих странах это был хит, и единственная проблема заключалась в том, что содержание сильно еврейских коннотаций должно быть переведено в польские реалии. Мы работали над оригинальным английским текстом и, придерживаясь его, пытались, среди прочего, подражать нелепости шуток. Люди, которые хотели бы войти в эту профессию, должны начинать с форматов, адаптации и учиться у лучших, - советует Малесинская.

В «Няне» была также Беата Пасек, бывшая журналистка-фрилансер Associate Press, сотрудничающая с The Times. - Хотя сериал часто создает несколько человек, это не групповая работа. Вы даже не можете видеть друг друга. В «Няне» я даже не знал, кто еще писал, потому что мы готовили наши эпизоды, и именно над этим руководил редактор. Это очень одинокое занятие, - говорит Пасек.

Большинство проектов создаются в командах, говорит Барбара Палка, глава литературной команды TVN. - Работой такой команды в литературных целях руководит хедрайтер. Команда под руководством продюсера определяет сюжет сезона, затем создаются лестницы, а отдельные авторы пишут сценарии. Иногда другие люди отвечают за сюжетную линию или темы, а другие - за сами диалоги. Команды сценария дополнительно поддерживаются редакторами, чья задача заключается в существенном контроле над текстами на каждом этапе создания сценария, - объясняет Барбара Палка.

Катаржина Бонда - когда-то журналист, а сегодня сценарист - говорит, что эти роли не могут быть согласованы (Фото: Петр Круль / Пресса) Катаржина Бонда - когда-то журналист, а сегодня сценарист - говорит, что эти роли не могут быть согласованы (Фото: Петр Круль / Пресса)

Работа над сериалом заставляет вас подчиняться строгости производства. Кроме того, это очень захватывающая деятельность. - Я думал, что отказавшись от журналистики, у меня будет больше времени для себя и своей семьи, но это еще более требовательная профессия, не принимающая увольнений. Если мы продаем проект и хотим довести его до конца, то нам нужно забыть о праздниках, праздниках и свободном времени, - говорит Агата Малесинская.

Написание и продажа вашей идеи для серии - это многомесячный процесс, который чреват риском провала - основное содержание не имеет решающего значения. Станции исследуют зарубежные рынки, просматривая форматы и их аудиторию. Это намного менее рискованно, чем ваш собственный проект. «Мы должны пройти долгий путь, чтобы убедить продюсеров реализовать наши идеи, - говорит Агата Малесиньска, чей сценарий, купленный TVN TV, ждал реализации в течение года. Нам удалось, однако, Беата Пасек, автор сценария для популярной серии Polsatowski "Przyjaciółki". - Серия была направлена ​​на производство очень быстро, я не ожидал этого полностью. Это действительно тяжелая работа. Письменность - это лишь малая часть. Прежде всего, вы должны придумать это. Например, не может быть так, чтобы мотив одной героини фокусировался на некоторых событиях утром и на второй половине дня, потому что целое не слиплось. Нити должны постоянно переплетаться, - объясняет Беата Пасек, которая уже написала более 60 эпизодов «Przyjaciolek».

Сценарий продаж состоит из множества этапов. Во-первых, вам нужно заинтересовать продюсера или идею станции, позже вы часто получаете предложение для трех эпизодов, после чего вы должны представить довольно подробную концепцию одного или двух сезонов - и это минимум несколько десятков страниц. После принятия видения решения часто ждут месяцами, и только после этого времени можно заказать последующие эпизоды, обычно 13 в случае драматических сериалов.

- К сожалению, этот процесс намного длиннее, чем кажется журналистам, особенно новостным, - говорит Катаржина Бонда. Она признает, что у нее есть проекты в ее разработке (стадия разработки проекта - примечание редакции) до семи лет, и она все еще ждет своих денег, потому что она получит их только тогда, когда фильм поступит в производство.

- Если вам это удастся, вы можете зарабатывать намного лучше, чем в журналистике, но бывает, что проект приостановлен, и вам нужно что-то делать, - говорит сценарист Павел Трежевский, работающий над несколькими серийными постановками.

За историю вы можете получить от десятков до более 100 000. Злотых, а для серийных сценариев - от нескольких до нескольких тысяч злотых за эпизод. Тем не менее, вы должны быть терпеливыми. - Деньги, как правило, выплачиваются в рассрочку по мере продвижения проекта, что на практике означает, что в начале вы работаете почти бесплатно, а после принятия лечения (набросок сценария сцена за сценой - редакционная заметка) вы получаете 10-20 тысяч злотых. Если производитель получает финансирование от PISF или коммерческого инвестора, остальное выплачивается на стадии разработки и производства, - говорит Катаржина Бонда.

Хорошей школой для начинающих сценаристов также является написание сценариев для популярных форматов скриптовых документов или вымышленных документов (в том числе «Школа», «Медсестры», «Праздничные мемуары», «Почему я»). - Для многих людей документация сценариев оценивается как низкоуровневая продукция, и опытные сценаристы скорее неохотно вступают в такой профессиональный формат портфолио. Но эти постановки, как правило, имеют четкую сюжетную структуру, четко очерченные символы, четко заданные конфликты. Когда ты пишешь что-то подобное, у тебя возникает привычка создавать интересные истории, - говорит Агнешка Крук, директор фестиваля сценаристов Script Fiesta, ассоциированного m.in. с Варшавской киношколой.

Похожий путь советует Катаржина Бонда: - Сначала я рекомендую телевизор, а потом работаю на фильм. Также по финансовым причинам. Есть много возможностей на телевидении. Польский институт кинематографии предоставляет стипендии, продюсеры готовы платить авансы, а затем, когда проект будет сожжен, будут произведены гонорары, которые будут большими, и можно будет купить квартиру в хорошем месте в Варшаве за один проект.

Другое мнение - Войцех Дановски из киностудии Zebra, который советует попытаться привлечь интерес кинематографистов, а не телевизионных продюсеров: - Начинать карьеру сценариста из сериала опасно, потому что серийное производство притупляет перо, ограничивает воображение, основано на определенных схемах и стереотипы. Если у вас есть хорошие идеи, лучше взять сценарии фильма.

Мастерская, а не талант

- Я потратил все свои деньги на проданные права на фильмы для книг для моего письма. Я думаю, что лучше, кроме творческих курсов для писателей, вкладывать деньги. Эта сумма имеет четыре нуля, а не на фронте, - признается Катаржина Бонда, когда ее спрашивают об участии в курсах сценаристов. Она основала Школу пишущих машинок, где проводятся курсы и семинары, в том числе сценарий, написание серийных форматов, криминальная история, романтика. - На курсах настоящий поток журналистов, - уверяет он.

Курсы сценаристов организуют не только киношколы или Польский институт кино, но и школы творческого письма и сами писатели. Рафал Скурски, сегодня журналист, связанный, среди прочего под редакцией Forbes, ранее работавшего в TVN, он прошел курс в Варшавской киношколе. - У меня были сомнения по поводу обоснованности работы журналиста и его заработков. Я делал вещи, которые имеют непосредственное отношение к написанию истории для контент-маркетинга. Я хотел как-то использовать его, но у меня не было практических навыков или инструментов, которые позволили бы мне создать сценарий, - объясняет он.

Павел Trześniowski начал свое приключение с написания сценариев с написания книги по сценарию серии (Фото: Петр Круль / Пресс) Павел Trześniowski начал свое приключение с написания сценариев с написания книги по сценарию серии (Фото: Петр Круль / Пресс)

Зигмунт Голуб, журналист, более десятка лет сотрудничающий с цветной прессой (Bauer Media Group), также пишущий для криминальных журналов «Śledztwo» и «Faces of Zbrodnia», а сегодня также представитель Управления общественного транспорта, также принимает участие в курсе, организованном Варшавской киношколой. в Гданьске. - Курс состоит в том, чтобы научить нас переводить литературные произведения на язык кино. Мы узнаем правила написания сценариев, трюков, которые определяют, есть ли у песни шанс на успех. Мы анализируем отдельные сцены выбранных фильмов, затем готовим наши варианты сценариев. Мы знакомимся с окружением кинематографистов и сценаристов, а также с реалиями, которые управляют этим бизнесом, - говорит Голуб.

Агнешка Крук также убеждена, что стоит использовать курсы и семинары. Она вспоминает, что когда она, будучи образованным литературоведом, начала писать сериал «На всполней», она годами изучала детали семинара. - У меня была структура истории, но когда я начал писать, я обнаружил, что вы можете выучить за несколько дней во время курса или семинара. В самой книге сложно понять, что действительно важно. По сей день я готов участвовать в семинарах, он развивается, - говорит Агнешка Крук.

- Стоит принять участие в семинарах и конференциях для сценаристов, например, Script Forum, Lato Filmów, где выступают гости из-за рубежа и звезды польских сценаристов. Любой, кто хочет писать сценарии, должен также посмотреть много фильмов и положить их на землю - как было сказано. Подделайте книги о написании сценариев, которые есть на рынке наизусть. Фильм не роман. Каждая минута ценна, - подчеркивает Катаржина Бонда.

Литературная группа TVN установила, например, сотрудничество с победителем последнего выпуска фестиваля Script Fiesta (автор, который ранее работал журналистом). - Здесь вы можете найти преимущества журналистского опыта. Теоретически, сценарии таких авторов должны быть тщательно документированы, подкреплены тщательными исследованиями. Журналисты также отличаются хорошим слухом, поэтому им легче писать диалоги. Однако следует помнить, что написание сценариев - это особый вид письменной деятельности. Нужна осведомленность о фильме, базовые знания о режиссуре и работе с камерой, а журналистика не даст этого, - объясняет Барбара Палка из TVN. Однако он добавляет, что журналисты часто становятся консультантами по вопросам существа. - Сценарии часто вдохновляются статьями в прессе или репортажами. Возможность поиска интересных тем - фундаментальная особенность в работе журналиста - также является основой успеха сценария. Многие журналисты специализируются в конкретной области. В результате они становятся естественной помощью при создании определенных текстов, - говорит он.

Работа для скромных

После приключения с «Миссией Афганистан» Ян Павлицкий признает, что некоторые вещи могли бы быть лучше, потому что между тем, что он написал вместе со вторым автором, и конечным результатом была разница. - При работе над сценарием он недостаточно точен с продюсером или режиссером, и это вызывает проблемы после входа в план, - говорит он.

На Западе сценаристы часто являются исполнительными продюсерами и влияют на сериал. В Польше это не практикуется, хотя Павлицкий сумел убедить продюсера, что он также занимал свое место на съемочной площадке. - Сначала они не хотели соглашаться, но я настоял и часто менял сцены по производственным причинам, обычно за день до фотографии, благодаря чему работа прошла действительно гладко. Часто сценаристам не хватает ощущения производственной реальности, что приводит к ненужным затратам, - говорит Павлицкий.

Исправление и работа над текстом - это нормально, даже для опытных сценаристов. Фильмы Юлиуша Мачульски сделаны из 12-й и 13-й версий, а «Мой Никифор» режиссера Кшиштофа Краузе, основанный на идее Джоанны Кос-Краузе, был сделан из 14-й версии сценария. Приблизительно 20 версий сценария Агаты Малесинской «От полной к полноте» также попали в корзину.

- Место сценариста в фильме или телевизионном автомате находится в самом конце пищевой цепи. Сценарий является просто сюжетным планом и имеет значение для работы, которую директор создает на этой основе. Он создает фильм вместе с оператором. Продюсер и даже актер могут сказать больше, чем писатель, - говорит Катаржина Бонда. - Некоторые поэтому отступают.

- Стоит писать, пробовать и отправлять предложения продюсерам, потому что ... это может сработать, - но Ян Квецинский, продюсер из Akson Studio, поощряет. Искусство непредсказуемо, о чем свидетельствуют успех «Иды», которому никто не верил поначалу. Бывает, что великий сценарист, который писал 20 лет, может и не придумать такую ​​хорошую идею, как непрофессионал, и это часто бывает. Стоит рисковать, потому что нет единого пути.

Текст взят из "Прессы" 04/2015

Петр Зелинский

(04.30.2015)

* Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter