Антикоррупционная дюжина: зачем нам столько органов в борьбе с коррупцией

Это и специально созданные (и создаваемые) отдельные ведомства и структуры в составе Генпрокуратуры, СБУ, МВД, ГФС. Для чего нам такое количество "антикоррупционеров", разбиралась «ВД» .

Начало грандиозного проекта

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Задачей бюро является противодействие криминальным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами государства или местного самоуправления, которые угрожают национальной безопасности. Закон о НАБУ был принят 14 октября 2014. В соответствии с ним срок полномочий директора НАБУ - семь лет, кандидатов на этот пост подбирает конкурсная комиссия, включающая по три представителя от Президента, парламента и правительства.

С 106 претендентов на должность директора НАБУ комиссия в три этапа выбрала две кандидатуры: управляющего партнера адвокатской фирмы "Юридические гарантии" Артема Сытника и старшего научного сотрудника Института государства и права им. Корецкого НАН Украины Николая Серого. На последнем этапе они получили соответственно семь и пять голосов из девяти возможных. Оба в прошлом были следователями прокуратуры и не относятся явно к какому-либо политического или бизнес-группировки. 16 апреля Петр Порошенко подписал указы о создании НАБУ и о назначении директором бюро Артема Сытника.

Далее уже Сытник сам назначал своих заместителей. 27 апреля он сделал своим первым заместителем Гизо Углаву, который в 2009-2012 гг. Работал заместителем генпрокурора Грузии. Углава - очевидная креатура нынешнего заместителя Генпрокурора Украины Давида Сакварелидзе, который в 2008-2012 гг. Работал первым замом генпрокурора Грузии, а в феврале 2015-го рассчитывал возглавить НАБУ, но его отсеяли на втором этапе отбора. Сфера ответственности Углаву в бюро - подразделение детективов, а также управление аналитики и обработки информации (неофициально его называют финансовой разведкой) и управления информационно-аналитическими системами и технологиями.

Необходимость создания Государственного бюро расследований было заложено еще в 2012 г. в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Закон о Национальном антикоррупционном бюро Украины прямо признает возможность возникновения споров между ГБР и НАБУ по вопросам подследственности; решать их следует Генпрокурору или его заместителю.

Далее 15 мая директор НАБУ назначил своими заместителями Анатолия Новака и Татьяну Варварскую. Новак с 2003 г. служил в подразделении "Альфа" СБУ на офицерских и старших офицерских должностях, с июля 2014г. почти все время находился в зоне АТО, участвуя в спецоперациях СБУ, а также в планировании и осуществлении обменов пленными. Его сфера ответственности в НАБУ - управление спецопераций и оперативно-техническое управление. Варварская, в свою очередь, отвечает за управление бухучета и отчетности и управления финансового и материально-технического обеспечения. В 2006-2011 гг. Она работала в Минфине (последняя должность - заместитель директора департамента по финансово-экономическим вопросам, бухучета и финотчетности), затем - в агентстве "Укринформ" заместителем гендиректора.

В июле в результате открытого конкурса был назначен руководитель финансовой разведки НАБУ. Им стал Раджами Джан, ранее работавший в департаменте финансовых расследований Госфинмониторинга, отвечал за выявления причастных к отмыванию теневых доходов и финансирования терроризма, а также за разработку мер по предотвращению и пресечению этих преступлений.

В августе также по результатам открытого конкурса было отобрано 70 детективов НАБУ (всего их должно быть 242). Они вышли на работу 1 октября. Однако бюро не могло начать оперативно-розыскной деятельности до конца ноября, пока не был назначен руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Присматривать пока никому

Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). Задача САП - надзор за расследованиями НАБУ, а также представительство интересов граждан и государства в преступлениях, связанных с коррупцией. Создание этой структуры как отдельной составляющей системы прокуратуры Украины предусмотрено поправками, внесенными в Закон "О прокуратуре" 12 февраля 2015г.

Согласно закону назначения на административные должности в САП осуществляются генпрокурором по результатам открытого конкурса, причем руководитель САП назначается сроком на пять лет. Кандидатов подбирает конкурсная комиссия, включающая четырех представителей Совета прокуроров Украины и семь от Верховной Рады. 27 ноября комиссия отобрала из 24 претендентов на пост руководителя САП семь и затем двух: Максима Грищук и Назара ХОЛОДНИЦЬКИЙ. На последнем этапе они получили соответственно девять и семь голосов из 11 возможных.

Грищук в прокуратуре с 2008 г. Сначала был помощником прокурора в Червонограде на Львовщине, с 2012-го работал в должности прокурора в прокуратуре Львова. В августе 2014 был мобилизован на службу в ВДВ, воевал в рядах 81-й бригады, в частности, пять месяцев защищал Донецкий аэропорт. Был демобилизован в сентябре 2015г.

Холодницкий в прокуратуре с 2006 г., прошел путь от помощника прокурора до старшего прокурора в прокуратуре Киево-Святошинского района Киевской области. 5 марта 2014 получил должность старшего помощника первого зама Генпрокурора. Излишне уточнить, что у Олега Махницкого, который исполнял обязанности генпрокурора после революции, первым замом с 27 февраля 2014г. был Николай Голомша. В июне
2014 г. после того как пост генпрокурора занял Виталий Ярема, в кресло его первого зама пересел из кресла прокурора Киева Николай Герасимюк. 22 декабря 2014. он написал заявление об отставке, и она была довольна. А Холодницкий в тот же день был переведен в прокуратуру АР Крым (она передислоцировалась в Киев в здание ГПУ после российской оккупации полуострова), где стал первым замом прокурора АРК Василия Синчука.

Генпрокурор Виктор Шокин выбрал ХОЛОДНИЦЬКИЙ и 30 ноября назначил его на должность заместителя Генпрокурора - руководителя САП. 4 декабря, после того как конкурсная комиссия предложила ХОЛОДНИЦЬКИЙ три кандидатуры на должность его первого заместителя, он сделал выбор в пользу своего конкурента Грищук. В тот же день это решение утвердил Шокин.

7 ноября по представлению ХОЛОДНИЦЬКИЙ Шокин назначил заместителем руководителя САП Владимира Кривенко. В прокуратуре он с 2004 г., начинал в Днепропетровске, с 2005-го работал на Черкасщине, в сентябре 2014г. получил должность начальника отдела в областной прокуратуре. Как и Грищук, был конкурентом ХОЛОДНИЦЬКИЙ в конкурсе на должность руководителя САП (вошел в семерку лучших, а затем был включен в тройку кандидатов на должность первого заместителя).

опора Президента

В президентской администрации вопросами противодействия коррупции заведует замглавы АП Андрей Таранов. 14 октября 2014. было создано Нацсовет по вопросам антикоррупционной политики - консультативно-совещательный орган при Президенте. Правда, чтобы он начал работать, понадобился почти год. Только 26 сентября 2015г. был утвержден персональный состав Нацсовета. Его председателем назначен уполномоченный Президента по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, а Таранов стал исполнительным секретарем этого органа. Первое заседание Нацсовета состоялось 6 октября. Соратник Джемилева и его преемник на посту председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров возглавлял конкурсную комиссию Национального антикоррупционного бюро. И Джемилев, и Чубаров являются народными депутатами от БПП.

Четыре колонны прокурорских

Генеральная инспекция внутренних расследований и безопасности (ГИВРБ). Созданная на правах департамента ГПУ приказом Шокина 30 ноября 2015г., Ее руководителем назначен Максим Мельниченко. Он в прокуратуре с 2003г. Начинал в Донецке, в 2007 г. перевелся в столичную прокуратуру, затем в январе 2014-го - в прокуратуру Киевской области и, наконец, в июле 2014-го - в Генпрокуратуру, где с сентября 2015 года занимал должность начальника отдела процессуального руководства и поддержки гособвинения по уголовным производствах отношении должностных лиц, которые занимают особо ответственное положение. Это подразделение подчиняется непосредственно Сакварелидзе, поэтому Мельниченко является креатурой именно Сакварелидзе, а не Шокина.

1 декабря Президент заявил, что ГИВРБ получила "чрезвычайно широкие полномочия" и "заниматься преодолением коррупции, очисткой, борьбой с преступностью внутри прокуратуры". Обеспечение создания ГИВРБ и ее кадровые наполнения возложенные на Сакварелидзе, который теперь наряду с другими обязанностями будет заведовать вопросами внутренней безопасности в органах прокуратуры, расследованиями преступлений, совершенных прокурорами и следователями.

Управление по расследованию коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение. Создано в Генпрокуратуре в августе 2015г. Шокин соединил в нем два тандемы, которые ранее работали в разных структурах ГПУ.

26 августа начальником управления назначен Сергей Долгополов, а 11 сентября назначен начальником отдела информационно-аналитического обеспечения в этом управлении получил Александр Оленской. С 19 февраля 2015г. Долгополов работал начальником отдела процессуального руководства по уголовным производствах следственного управления специальных расследований, а Оленской был его заместителем.

Второй тандем - это Олег Слободяник и Николай Корнелюк. 2 сентября Слободяник получил в управлении Долгополова должность начальника следственного отдела, с
8 сентября он является заместителем Долгополова. Ранее он был начальником отдела в Главном следственном управлении ГПУ, 28 ноября 2014г. Порошенко наградил его медалью "За труд и доблесть". Корнелюк работал под руководством Слободяника старшим следователем и 27 июня 2015 получил от Президента такую ​​же медаль. 30 сентября стал замом Слободяника на посту начальника следственного отдела в новом управлении ГПУ.

Отдел по расследованию коррупционных уголовных правонарушений, совершенных судьями. Создан в сентябре 2015 в составе управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления ГПУ. На должность начальника отдела 23 сентября назначен Александр Александрович Луняченко. В ГПУ он был переведен в марте 2012 г., до этого работал следователем по особо важным делам прокуратуры Одессы. Представитель известной в Одесской судейской семьи, тесно связанной с экс-мэром Одессы Эдуардом Гурвицем.

Самый «крутой» представитель этой семьи - Анатолий Васильевич Луняченко, который более 16 лет возглавлял областную судебную власть. С 1998 г. он был председателем Одесского областного суда, с 2001 - председателем Апелляционного суда Одесской области, вышел на пенсию в феврале 2015г. Его брат, Александр Васильевич Луняченко, давно уже пенсионер, но до недавнего времени играл активную роль в местной политике. Он был сопредседателем, что ориентировалась на Гурвица, группы "Наша Одесса" в Одесском горсовете V созыва (2006-2010 гг.), Затем депутатом горсовета VI созыва (2010-2015 гг.) От партии "Фронт перемен" (от этой же политсилы в 2010 г. баллотировался Гурвиц на пост мэра), в июне 2014-го перешел во фракцию "УДАР". На последних выборах в горсовет не баллотировался (как и вся команда Гурвица). В обоих братьев есть сыновья судьи Александр Анатольевич Луняченко является судьей Приморского райсуда Одессы, а Валериан Александрович Луняченко - судьей Киевского райсуда Одессы.

Теперь представитель этой семьи заведует в ГПУ расследованиями судейской коррупции. Понятно, что он многое знает и о "кухню", на которой варганяться судебные решения, и о "грязное белье" судейского корпуса. Другое дело, насколько избирательно он будет пользоваться этой информацией.

Отдел организации деятельности в сфере предотвращения и противодействия коррупции. Самостоятельный отдел в составе Генпрокуратуры. Созданный в августе 2015г. на базе отдела по вопросам предотвращения и противодействия административным коррупционным правонарушениям, начальником которого с 20 февраля 2015г. работала Валентина Сеник. Она же 25 августа назначен на должность начальника нового отдела. Ее заместителем 3 сентября стала уроженка Макеевки Юлия Куликова, которая имеет большой опыт работы в Донецкой области - не только в системе прокуратуры, но и в органах юстиции (последние четыре месяца перед революцией возглавляла Главное управление юстиции в Донецкой обл.).

22 и 15 парламентских борцов

За разработку антикоррупционного законодательства соответствует парламентский комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, который возглавляет Егор Соболев из фракции «Самопомощь». Всего в этом комитете 22 депутата, в том числе семь из БПП, три из «Народного фронта», по два с «Возрождение» и «Опоблоку», по одному от «Батькивщины», «радикалов» Ляшко и «Самопомощь», п ' Пять внефракционных.
25 ноября 2015г. 15 членов фракции БПП объявили о создании «антикоррупционной платформы» внутри фракции. «Мы начнем с нашей фракции, из парламента и затем будем говорить об исполнительной власти. Всю информацию, которая у нас будет, мы будем публиковать в наших отчетах », - заявил координатор платформы Мустафа Найем.

Кому поможет правительство
Государственное бюро расследований (ГБР). Оно должно расследовать тяжелые и резонансные преступления. В их числе - преступления (в т. Ч. Коррупционные) должностных лиц, занимающих особо ответственное положение (включая главу государства, членов правительства, народных депутатов), судей, прокуроров, чиновников из высшего корпуса государственной службы, а также должностных лиц НАБУ и прокуроров САП.
С 2016 г. госслужащие обязаны будут декларировать не только доходы, но и все недвижимое и движимое имущество. И любые расходы на сумму свыше 20 минимальных зарплат надо будет объяснить Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции.
Необходимость создания бюро была заложена еще в 2012 г.. В новый Уголовно-процессуальный кодекс. В 2014 г.. Идея ГБР была потеснена, но все же не заменена идеей НАБУ. Закон о НАБУ прямо признает возможность возникновения споров между ГБР и НАБУ по вопросам подследственности, решать их следует Генпрокурору или его заместителю. В 2015 г. Порошенко неоднократно говорил о необходимости скорейшего принятия закона о ГБР. 12 ноября он был принят парламентом и 24 ноября направлен на подпись Президенту.


Согласно закону ГБР является центральным органом исполнительной власти, его три руководителя (директор, первый заместитель и заместитель) назначаются Кабмином сроком на пять лет в соответствии с решением конкурсной комиссии, которая должна выбрать по одному кандидату на каждую из трех должностей. В конкурсную комиссию должны войти по три человека от Президента, парламента (одобрены профильным комитетом, возглавляемым Андреем Кожемякиным из "Батькивщины") и правительства. Директор ГБР, согласно закону, часть своих полномочий реализует не единолично, а совместно с первым заместителем и заместителем. Поэтому, скорее всего, эти три должности будут поделены между командами Президента, премьера и, например, той же "Батькивщиной".


Нацагентство по предупреждению коррупции (НАПКА). Этот центральный орган исполнительной власти со специальным статусом создается во исполнение Закона "О предупреждении коррупции», который был принят 14 октября 2014. (Вслед за законом о НАБУ). Согласно закону НАПКА состоит из пяти членов, назначаемых Кабмином сроком на четыре года по результатам конкурса. Конкурсная комиссия, согласно закону, состоит из восьми человек: четыре представителя общественности, глава Нацдержслужбы Константин Ващенко, по одному представителю от Президента, правительства и парламента.


21 сентября 2015 с 53 претендентов на пять должностей членов НАПКА были отобраны 20, затем 13 октября число кандидатов было сокращено до девяти. 27 ноября комиссия выбрала двух членов НАПКА, а три места остались вакантными.
Счастливчиками оказались Виктор Чумак (заместитель председателя парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, член фракции БПП) и Александр Скопич (замглавы Нацдержслужбы). 11 декабря комиссия выбрала еще одного члена - Наталью Корчак (доцент Национальной академии прокуратуры, в 1995-2003 гг. Преподавала на юрфака Черновицкого университета, ее студентами были нынешние премьер Арсений Яценюк и министр юстиции Павел Петренко). Кабмин сразу же на внеочередном заседании назначил Корчак, Скопича и Чумака членами НАПКА, что позволяет этому органу начать работу (для принятия решения необходимы голоса не менее трех членов).


Задача агентства - проверять достоверность данных в декларациях чиновников. С 2016 г. госслужащие обязаны будут декларировать не только доходы, но и все недвижимое и движимое имущество. И любые расходы на сумму свыше 20 минимальных зарплат надо будет объяснить НАПКА.


Нацагентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Это тоже центральный орган исполнительной власти со специальными статусом. Закон об этом агентство был принят 10 ноября 2015г., Вступивший в силу 11 декабря и будет введен в действие через полгода - 11 июня 2016 Нацагентство НЕ является правоохранительной структурой, но его сотрудники будут помогать следователю в выявление и возвращение активов, приобретенных преступным путем. Также агентство создаст единый реестр активов, на которые наложен арест, и будет распоряжаться арестованными активами, сумма или стоимость которых превышает 200 минимальных зарплат.


Глава агентства назначается Кабмином сроком на пять лет по результатам конкурса. Конкурсная комиссия должна состоять из восьми человек: трое от парламента, по одному от Генпрокурора, директора НАБУ, министра юстиции, председателя Госфинмониторинга и министра финансов.

У силовиков - свои "лавочки"

Управление "К" СБУ. На должность первого заместителя председателя СБУ - начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью президентским указом 19 июля 2015г. назначен Виктор Трепак. 29 октября и затем снова 9 ноября он подал рапорт об отставке. "Я попросил освободить меня от занимаемой должности в связи с невозможностью выполнения возглавляемым мной спецподразделением определенных законом задач по противодействию коррупции и организованной преступности из-за пребывания в должности Генерального прокурора Украины Шокина В.Н.", - рассказал он журналистам. Глава СБУ Василий Грицак 2 декабря дал понять, что не будет подписывать рапорт трепака об отставке. "Я буду делать все, чтобы он остался. Мы своих не сдает", - заявил Грицак.

Департамент внутренней безопасности МВД. Начальник генерал-майор милиции Василий Боднар назначен в апреле 2014. С декабря 2006-го по декабрь 2007-го (когда МВД возглавлял Цушко) он занимал должность заместителя министра - начальника Главного следственного управления МВД. В последние полгода о его деятельности совсем не слышно.

Главное управление собственной безопасности ГФС. Его начальник Юрий Шеремет в 2000-2010 гг. Работал в органах прокуратуры на Черниговщине, затем был переведен в ГПУ, в ноябре 2014г. получил должность прокурора Черкасской области. В мае 2015г. его одноклассник Роман Насыров возглавил Государственную фискальную службу, и уже в июне Шеремет бросил работу в прокуратуре и перешел в ГФС.

Общественность привлекают к конкурсам

На антикоррупционную политику государства влияет целый ряд общественных организаций. Например, глава правления «Transparency International Украина» Андрей Марусов входит в конкурсную комиссию Нацагентства по предупреждению коррупции, в совет общественного контроля Национального антикоррупционного бюро Украины и в Нацсовет по вопросам антикоррупционной политики. Виталий Шабунин из Центра противодействия коррупции возглавляет совет общественного контроля НАБУ и является секретарем конкурсной комиссии Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Иосиф Зисельс с Украинской Хельсинкской группы был членом конкурсной комиссии НАБУ и является членом конкурсной комиссии САП. Лидер Всеукраинского союза ветеранов АТО Тарас Ткалич входит в конкурсную комиссию САП и в Нацсовет по вопросам антикоррупционной политики.

Выводы о вреде и пользе

Выводы из всей этой картины можно делать оптимистические, пессимистические и реалистичны.

Оптимист порадуется многочисленности и разнообразия создаваемых антикоррупционных органов и выразит надежду, что скоро через эту сеть не сможет проскочить ни большая рыба, ни мелкая рыбешка.
Пессимист укажет на отставку Виктора трепака и разведет руками: мол, принципиально ничего не изменилось, как была лишь видимость борьбы с коррупцией, так и есть, просто теперь этой видимости стало больше - ради наших западных партнеров.

Реалист заметит, что сейчас сложилась уникальная ситуация, когда даже Президент не имеет монополии в борьбе с коррупцией. Порошенко не может повторить вслед за испанским диктатором Франко: "Друзьям - все, врагам - закон". Этого еще недостаточно для того, чтобы закон начал работать против любых коррупционеров из любой партии. Но этого достаточно, чтобы все (или почти все) коррупционеры всерьез начали бояться.

Обоснованные выводы о том, больше пользы или вреда произошло от антикоррупционного разнообразия, можно будет делать до конца 2016