Басовая скамья: эволюция MIDI Bass

Расположенный между мостом и мостовым звукоснимателем, классический шестигранный звукопередатчик Roland подключается к ряду MIDI-контроллеров и 13-контактному выходному разъему
Расположенный между мостом и мостовым звукоснимателем, классический шестигранный звукопередатчик Roland подключается к ряду MIDI-контроллеров и 13-контактному выходному разъему. Фото предоставлено basslab.de

Акроним для цифрового интерфейса музыкальных инструментов, MIDI это аппаратный и коммуникационный протокол для соединения электронных приборов и другого оборудования. MIDI был представлен в 1982 году и изначально использовался для синхронизации синтезаторных клавиатур. Вскоре он появился в секвенсорах, драм-машинах и пэдах, в стоечных устройствах эффектов и студийном оборудовании. Вскоре MIDI был даже интегрирован в специализированные гитары и басы. Исторически, басисты никогда не принимали MIDI. Почему вы решили научиться играть на басу, а затем потратить еще больше денег на оборудование для запуска синтезаторного модуля или клавиатуры? Зачем звучать как синтезатор, когда у вас может быть чистый, великолепный бас?

Но MIDI переживает своеобразное возрождение, и сегодня он рассматривается как нечто большее, чем просто уловка. Это во многом связано с записью. Практически каждый музыкант теперь имеет возможность создавать многодорожечные записи в любом месте в любое время. Инструменты теперь находятся в руках игроков для достижения своих целей, будь то сохранение идей, создание нового материала или даже запись музыки для коммерческого выпуска. Возможность поделиться законченными песнями и аранжировками, полагаясь исключительно на один инструмент, который вы выучили, является неотразимой мечтой для многих музыкантов. Чтобы воспользоваться этим желанием, все больше производителей разрабатывают новые и различные способы создания MIDI-данных с помощью инновационных систем обнаружения.

Прежде чем мы рассмотрим одну из этих новых MIDI-систем, давайте уделим немного времени рассмотрению основ и устранению любых недоразумений. MIDI не передает звук сам по себе, а, скорее, инструкции для запуска звука с аудио-устройства. Например, MIDI может указывать, когда должна произойти нота определенной высоты, скорость атаки ноты, как долго должна выдержать нота, и как она должна затухать до выпуска. Именно этот тип информации проходит через стандартный MIDI-кабель.

В синтезаторе клавиатуры определение предполагаемой высоты тона и динамики довольно легко - в конце концов, эти клавиши являются просто сложными переключателями - но это становится сложным для струнного инструмента. Как басисты, мы используем две руки для формирования сложного аналогового сигнала. Для таких инструментов, как наш, которые имеют вибрирующие струны, которые создают постоянно меняющийся набор обертонов, MIDI является и всегда будет компромиссом. Это связано с тем, что определенное количество левой или правой руки неизбежно теряется в процессе обнаружения и интерпретации сигнала, поступающего от баса, и точность этого процесса сильно зависит от того, какую систему вы используете.

Возможность поделиться законченными песнями и аранжировками, полагаясь исключительно на один инструмент, который вы выучили, является неотразимой мечтой для многих музыкантов.

На сегодняшний день самым известным MIDI-устройством для баса является громоздкий Roland Система GK ( Фото 1 ), которая получает сигналы от гексафонического датчика, установленного рядом с мостом. Все шесть отдельных струнных сигналов проходят через 13-контактный разъем и кабель к контроллеру, и именно контроллер выполняет реальную работу по интерпретации и формированию MIDI-сигнала, который запускает звуковые сэмплы или отправляет MIDI-данные в другое место. Это много дополнительного оборудования для случайного удовольствия от запуска синтезаторных звуков или сэмплов с басом.

С самого начала задержка в обнаружении основного тона была серьезной проблемой. Увеличенная вычислительная мощность - и особенно более совершенные алгоритмы - позволили сократить это до десятков миллисекунд. Конечно, задержка - это проблема, связанная с системой, которая никогда не может быть нулевой. Если бы это было ноль, система должна была бы знать ноту, прежде чем она будет фактически сыграна. Теоретически, система должна ждать как минимум половину синусоидального сигнала, чтобы получить всю необходимую информацию о высоте ноты, а когда дело доходит до нашего нижнего уровня, это может быть довольно долгое время. Более быстрые аппаратные средства и приемы, такие как прогнозирование появления ноты по скорости нарастания предстоящей волны, помогли сократить время задержки.

И, конечно же, датчик - еще один фактор, влияющий на скорость и точность обнаружения. Альтернативы гексафоническому датчику Roland включают оптические датчики от LightWave и системы с отдельными пьезо для каждой струны. Эти системы обнаружения срывов имеют одну общую черту: датчики, расположенные на мосту прибора.

Другой подход пропускает пикап и определяет информацию о тоне непосредственно от самих ладов. Это по существу превращает каждую позицию ладу в кнопку, превращая наш гриф в клавиатуру. FretTraX - система «fret-scan», продвигаемая бас-героем Виктор Вутен - использует эту технологию. Хотя FretTraX является относительным новичком, основная идея не нова. В начале 90-х Midi Bass и Cyberbass Пиви использовали схожие концепции для запуска нот, как и гитара Patch 2000 от Hagstrom. Введенный в 1977 году, последний предшествует MIDI.

Несмотря на различия, все эти системы имеют свою цену - не только за аппаратное обеспечение, но и с точки зрения конкретных ограничений функциональности. Ах, но что если вычислительная мощность может преодолеть эти ограничения? Перепроверьте в следующем месяце, чтобы узнать.

Почему вы решили научиться играть на басу, а затем потратить еще больше денег на оборудование для запуска синтезаторного модуля или клавиатуры?
Зачем звучать как синтезатор, когда у вас может быть чистый, великолепный бас?
Ах, но что если вычислительная мощность может преодолеть эти ограничения?