Топ-менеджмент образования А. Мелешевич, президент НаУКМА

В рамках проекта «Топ-менеджмент образования» продолжаем серию интервью с ключевыми лицами украинского образовательного жизни. Сегодняшний гость - Андрей Мелешевич, президент Национального университета «Киево-Могилянская академия», заслуженный юрист Украины. Мы узнали о том, что Андрей Мелешевич был одним из соавтором нового Закона «О высшем образовании» и является первым ректором, которого избрали по этому закону. Убедились в том, что Могилянка не только лучший гуманитарный вуз страны, но и занимает первое место среди вузов для получения образования в ИТ-отрасли. Поговорили об особой атмосфере академии, ее ценности и о том, что значит быть «Могилянке» .. Краткая справка:

  • 1984 Получил диплом специалиста с отличием на юридическом факультете КГУ им. Т. Г. Шевченко.
  • 1992 Получил степень магистра в Школе гражданства и общественных дел им. Д. Максвелла Сиракузского университета, США.
  • 1990-1998 гг. Инструктор. Помощник профессора, ассистент, Департамент политических наук, Сиракузский университет, США.
  • 1998-2005 гг. Доцент, с 2002 г.. Департамент политических наук, Аллегейни колледж, США.
  • 2005-2014 гг. Декан факультета правовых наук, Национальный университет «Киево-Могилянская академия».
  • 2011г. - Основал Центр качества по Европейским исследований им. Жана Моне.
  • 2014 Президент Национального университета «Киево-Могилянская академия».

- Что важного мы не показали или пропустили?

- Важны две вещи: в Сиракузском университете я не только получил магистерскую степень, но и защитил докторскую диссертацию. Без этого невозможно занимать должность, которую я занимаю сейчас. Кроме того, Центр качества основывал не только я, но и другие преподаватели Киево-Могилянской академии. Это очень почетная структура, признается Европейской комиссией - высшая научная награда университета.

- Вы первый ректор, который был избран по новому Закону «О высшем образовании». Это была расширена аудитория избирателей, три новые категории. Объясните, пожалуйста, что это дает и каким образом может изменять вероятный результат?

- Я один из соавторов закона «О высшем образовании». Когда мы прописывали эти нормы, сделано это было намеренно. Ректор или «президент» университета (как в Киево-Могилянской академии) должен избираться именно сообществом этого университета. Автоматическое назначение от министра образования на эту должность просто невозможно. Это должен быть человек, которого знают и которому доверяют. Чтобы обеспечить максимально демократические и прозрачные выборы, были созданы эти группы.

К первой относятся все штатные преподаватели, потому что главное должностное лицо в университете - преподаватель. Расширен также группу студентов, которая сначала голосует за своих представителей, а уже потом они участвуют в выборах. Это дает 15%.

Зато административный состав сужен и составляет 10%. Таким образом, уменьшено влияние тех лиц, которые потенциально контролируются ректорами. Влияние независимых преподавателей и студентов усилена.

реклама

- Как вы оцениваете результаты этих выборов в других вузах?

- Есть определенные недоработки в этой статье Закона «О высшем образовании». Мы надеялись, что наше трудовое законодательство изменится, и аспиранты станут полноценными сотрудниками, поэтому выделили специальной квоты для них. Однако трудовое законодательство еще не справилось с этой задачей. Поэтому для аспирантов я бы прописал также отдельную квоту, которая составляла бы, например 3-5%. Это очень демократическая идея. Не всегда срабатывает, но предоставляет сообществу университета возможность ставить проблемы и вопросы, высказывать свою точку зрения. Прозрачность и демократизм выборов были достигнуты.

«Киево-Могилянская академия - это уникальное заведение. Ее студенты - это особая категория людей. »

- В контексте процедуры выборов ректора хотелось бы поговорить с вами о кейс ХНУРЭ. С ноября прошлого года Харьковский университет радиоэлектроники возглавляет известный ИТ-предприниматель Эдуард Рубин. За год это учебное заведение вышел на профицит бюджета, существенно увеличил число контрактников. В октябре этого года в университете должны состояться выборы ректора, но МОН не будет включило Эдуарда Рубина в список кандидатов, объяснив это отсутствием у него необходимого стажа. Как вы можете прокомментировать позицию Министерства как ректор, как юрист и как специалист по инновации образования?

- Один из студентов Киево-Могилянской академии представляет студенчество ХНУРЭ в процессе, поэтому мне это дело известна. В Законе прописаны очень четкие критерии относительно стажа, ступеней, ученых званий для лица, которая может избираться. Это обязательный минимум.

Я не могу сейчас сказать, почему один состав Министерства признал этот стаж, а другой - нет. Возможно, хотели устранить человека. В судебном порядке это очень просто установить.

- Недавно на Facebook - странице первого экс-заместителя министра образования и науки Украины, выпускницы Могилянки Инны Совсун появилась информация об отмене Министерством требования об обязательном знании английского языка для получения ученых званий доцентов и профессоров - Недавно на Facebook - странице первого экс-заместителя министра образования и науки Украины, выпускницы Могилянки Инны Совсун появилась информация об отмене Министерством требования об обязательном знании английского языка для получения ученых званий доцентов и профессоров. Как вы можете прокомментировать это заявление?

- Я думаю, что это шаг назад. Знание английского языка на сегодня обязательное и это must have для ученых. Это язык международного общения. Если ученый на конференции не может представить доклад на английском языке, принять участие в общении, то это огромная проблема. Нашу науку, за отдельными исключениями, в мире не знают, наши ученые недостаточно владеют английским и не могут публиковаться в англоязычных журналах. Если нашу науку не знают, то что мы, извините, делаем? Требование, которое разработало предварительное Министерство, была воспринята неоднозначно в академическом сообществе. Но она очень нужна для нашей науки.

- Известно, что во времена министра Табачника и его предшественников в Киево-Могилянской академии складывались весьма непростые взаимоотношения с Министерством образования. Как на сегодняшний день изменилась ситуация, ведь все больше мест в правительственных кабинетах занимают «могилянцы». С чем это связано?

- Действительно, за прошедшие правительств был лишь небольшой промежуток во времена президентства Ющенко, когда приглашали выпускников Могилянской академии присоединиться к правительству, возвращаться из-за границы. Я пример.

Затем, когда снова пришла пророссийская коррупционная власть Януковича, «могилянцев», которые попали в правительство, просто «вычистили». В качестве примера можно привести Генеральную прокуратуру. Зарегистрирован прервали все отношения, никто не хотел видеть выпускников Могилянской академии в правительстве. Это объяснялось просто: мы выпускаем людей, которые критически мыслят. Не только профессионалов, порядочных людей из «могилянскими» ценностями, но и людей, наделенных способностью ставить под сомнение то, что они видят. Это часть «Могилянской» образования.

- Вы говорите о критическое мышление. Но почему вы это связываете с пророссийской властью Януковиче. Это может касаться любой власти. Сегодняшней так же.

- Правильно! Но при всех негативах сегодняшней власти она более открыта и действительно приглашает выпускников Киево-Могилянской академии присоединиться к различным звеньев этого правительства. В течение последних двух лет представители академии всегда были в правительстве, в Верховной Раде, не только на уровне членов правительства, министров, но и заместителей министров, многие из них - руководители департаментов. Сейчас мы получаем письма от Генеральной прокуратуры - они поощряют наших выпускников подаваться на конкурсной основе для участия в назначении на должности в органах прокуратуры. Это огромная положительное изменение.

- О чем это говорит? Вы готовите специалистов, которых просто невозможно найти в этой стране, тогда в какой области? Почему именно к выпускникам Киево-Могилянской академии такое внимание?

- Киево-Могилянская академия - это уникальное заведение. Ее студенты - это особая категория людей. Я еще раз повторю. Они не боятся задавать вопросы. Часто неприятные, острые, но продиктованы самой жизнью. Это люди, которые ставят под сомнение то, что они видят.

- Вы почти 15 лет проработали в сфере образования США, почему вы вернулись в Украину?

- Это важный вопрос, который я время от времени себе ставлю. Когда в 2005 году я возвращался, у меня была должность профессора и все блага, с этим связанные. Мне просто хотелось, возможно с идеалистических соображений, помочь Украине. И я это сделал. Или жалею? Я думаю, что мой вклад, как и многих украинский с западным образованием, которые вернулись, катализировал много изменений в Украине.

- Я магистерскую образование Юго-Калифорнийского университета из специализированной журналистики - Я магистерскую образование Юго-Калифорнийского университета из специализированной журналистики. И для меня этот вопрос актуален. Я так же вернулась, после того как получила диплом, могла трудоустроиться и оставаться в США. И очень активно на сегодняшний день занимаюсь сферой образования, и стараюсь помогать нашим украинским студентам разобраться в актуальных вопросах и тех проблемах, которые действительно их беспокоят. Мне интересно услышать ваше мнение о том, какие примеры из американского образования мы можем привлекать в украинском?

- Главное, что нам надо понять - университет должен быть действенной структурой гражданского общества. Университет - это тот центр, где собираются люди, которые ценят свободу больше, чем деньги, и думают, и спорят, и мыслят свободно. Затем все эти мысли должны распространяться в самой стране. Если мы достигнем такого уровня, как в западных демократических странах, то мы будем в очень хорошем состоянии. От университета во многих случаях выходит начало изменений: политических и экономических, в том числе. Вот что мы должны понять. Что реальная автономия университетов - то чего нам надо стремиться.

- Возможно проблема заключается в том, что наши вузы не позиционируют себя как продавцы образовательных услуг. Проблема в управлении, в руководстве?

- Возможно и так. Закон «О высшем образовании» дает большую автономию университетам, и здесь уже дело университетского сообщества использовать эту автономию. Есть определенная угроза - администрация университетов в таких условиях становиться феодалами. Закон «О высшем образовании» децентрализовал власть. Он передал много полномочий из Министерства в университеты, но этот закон также предусматривает децентрализацию от уровня президента-ректора на факультеты, и далее - на кафедры, так как преподаватель кафедры - это важнейшая структура университета. Если власть будет сосредоточиваться на уровне администрации университета, это дело именно сообщества университета - забрать власть по закону от центральных органов управления университетом на кафедры, на факультеты.

«Могилянская академия - это для меня бесспорно лучший и наиболее прогрессивный университет в Украине. Это университет со своими ценностями. Это университет, где люди уважают и прислушиваются друг к другу. »

- Еще один вопрос, на первый взгляд, простое и примитивное. Для нас высшее образование - это то, что должно быть, то, что нужно сделать, то, что посоветуют родители. Для диплома. Чаще всего выпускники работают не по специальности. Сегодняшний рынок показывает - растет процент именно таких людей. В отличие от американской системы, где каждый, кто приходит учиться, четко понимает, что он там делает, для чего, подходят к этому взвешенно.

- Я бы не идеализировал американскую систему образования. В каждой системе есть как плюсы, так и минусы. Когда американский абитуриент выбирает университет - это очень ответственное время. Длится примерно год. Родители с абитуриентом садятся в машину, на поезд, в самолет, и едут в те университеты, которые им кажутся привлекательными. Такое путешествие занимает день или два, непосредственно в университете / колледже получается информация. На основании собранной информации, абитуриент - будущий студент и его родители - принимают решения.

- У нас так же есть дни открытых дверей в университетах.

- У нас они такой популярности еще не набирают. Перед тем как принять решение куда идти, нужно четко узнать, что это за университет. Когда есть информация, достаточно данных, тогда более осознанный выбор. В американской системе абитуриенты являются обладателями своего решения.

- Одной из новаций Закона «О высшем образовании» является положение о создании Национального агентства обеспечения качества высшего образования - Одной из новаций Закона «О высшем образовании» является положение о создании Национального агентства обеспечения качества высшего образования. Процесс этот тормозился. Как это может работать?

- Агентство уже запускается в полноценную работу. Это серьезное достижение в Украине. Мы пытались создать агентство, которое взяла бы на себя определенные полномочия, которые тогда мало Министерство образования. Стремились достичь определенного баланса.

- децентрализация?

- Речь идет о децентрализации. Мы вложили очень демократичный механизм создания этого агентства, который, к сожалению, не сработал в полной мере. Я присутствовал на съезде, выступал на конференции. Я был шокирован, что два человека, которые были люстровани, набравшие большинство голосов, и стали членами НАЗЯВО (это сокращение Национального агентства). Они просто использовали «лазейку», которая была на тот момент в украинском законодательстве, и они ... выдвинули себя.

- Но люди их поддержали! За них проголосовали.

- Это меня и шокировало. Они получили большинство голосов. Бондаренко, Дудник - кажется, такие их фамилии. И конечно, нормальный министр образования (в то время Сергей Квит - прим.ред) не мог допустить, чтобы агентство, состоящая из люстрованих коррумпированных людей, заработала. Поэтому и были задержки. На данный момент люди выведены из состава. Состоялись довыборы. Однако проблемы остаются. По подсчетам специалистов примерно у половины ее членов, имеющих целью борьбу с плагиатом и коррупцией, сплагийовани научные работы. Плагиат в академической среде - огромное табу. Это кража. Стартовая позиция нашего агентства, когда там есть плагиатчикы, уже говорит о том, что Украина еще долго и долго бороться с коррупцией.

- Возвращаясь к академии. Традиционно Могилянку считают лучшим гуманитарным высшим учебным заведением в Украине. Как вы считаете, не уместнее сегодня готовить больше специалистов-технарей, потому что этого требует эпоха цифровой революции, вообще диджитализации всей нашей жизни?

- Это неправильный имидж, что Могилянка исключительно гуманитарный университет. Да, у нас гуманитарии лучшие, но факультет юридических наук нельзя полностью назвать гуманитарным, факультет социальных наук уже несколько лет признается лучшим в Украине. Экономисты также лучшие или одни из лучших. И в этом году факультет информатики, те же технари, был признан лучшим факультетом в Украине.

- Могилянка традиционно ассоциируется именно с гуманитарными дисциплинами. Однако по рейтингам издание DOU.ua, определяющих лучший вуз для получения образования и работы в ИТ-отрасли в Украине, именно Могилянка заняла первое место, обойдя таких гигантов, как КПИ и ХНУРЭ. Как это возможно?

- Могилянская академия получила 8.3 балла из 10, а следующее место в рейтинге - 7.3. То есть один балл - это очень большая разница между первым и вторым местом. Киево-Могилянской академии отдали первое место в информационных технологиях.

- Наверное, один из самых острых вопросов для любого вуза - это вопрос финансирования - Наверное, один из самых острых вопросов для любого вуза - это вопрос финансирования. После вашего избрания президентом в интервью для одного из изданий вы говорили, что одним из источников финансирования академии являются благотворительные взносы. В том числе было упомянуто о спонсорской поддержке цифровой школы журналистики Ринатом Ахметовым, который является достаточно деликатным вопросом. Продолжаете ли вы спривпрацю с ним? Как вообще выглядит ситуация на сегодняшний день с частным финансированием? И действуют в Могилянке частные стипендии? Или стипендиальные программы?

- Вопрос финансирования от фонда, который афилюеться с Ахметовым, возникло после Оранжевой революции. Я считаю, что в то время это было положительное решение. Такая школа на правах кафедры была создана. Она выпустила замечательных журналистов, которые приносят пользу Украины. На сегодняшний день сотрудничество прекращено. Финансирование университета - это, как правило, государственный бюджет, деньги, которые получают за счет контрактных студентов, и, в западном мире это благотворительные взносы от выпускников, людей, которые поддерживают тот или иной университет. Без фандрейзинга невозможно создать сегодняшний университет. Наши университеты, кроме одного-двух, фактически пренебрегают этим источником финансирования. Мы стараемся развивать, использовать это.

Постоянно ведем переговоры с потенциальными донорами. На сегодняшний день у нас есть стратегические проекты, которые существуют только благодаря их поддержке. Это наша докторская школа (сейчас у нас уже не аспирантуру, у нас PhD-школы). В Могилянке эта программа существует с 2008 года, тогда она была еще незаконным и нелегальной в Украине. В Законе «О высшем образовании» эти докторские программы выписаны из нашей школы. Таким образом, опыт распространен на Украине. Мы также создали англоязычные журналы, существуют за счет частных дотаций. Надеемся, через несколько лет они станут изданиями, которые войдут в индексы Web of Science Scopus.

Деньги частных доноров помогают развитию университета. Этим пренебрегать нельзя. Чем скорее наши университеты это поймут, тем проще для них будет получать дополнительные деньги.

- Как вы думаете, что на сегодняшний день беспокоит и интересует ваших студентов? С какими проблемами они сталкиваются? Я предлагаю послушать их ответы, и затем мы прокомментируем.

- Давайте послушаем, потому что наши студенты непредсказуемы.

- Действительно, вы были правы - студенты довольно непредсказуемы, и их интересуют различные аспекты проблем. Ваш комментарий?

- Это очень ласковая критика со стороны студентов ...

- Согласен - Согласен! Мы общаемся со студентами для различных вузов, спрашиваем ректоров о больших проблемах и недостатки. Здесь мы их не нашли.

- Могу вас заверить, что есть более серьезные проблемы. Я хотел бы отреагировать: мальчик говорил, что «урезали программы». Такого не было. Он ссылается на то, что кто-то ему сказал - нужно узнавать. По поводу пар: на бакалавриате пара не может быть длиннее, чем час двадцать. Иначе студенты, которые фактически еще детьми, перестают воспринимать. На магистратуре, на PhD-программах пары уже трехчасовые, более сфокусированы. Девочка сказала, что есть «окна» между парами - это очень важный момент. Я считаю, что это положительный знак. Если есть «окна» - реальная избирательность. Во многих других университетах не знают, что это такое. Там действительно с 8:30 до 13:30 пара за парой идет. Хотел бы посоветовать будущим абитуриентам и их родителям: присмотритесь. Если мы говорим об автономии университета, об индивидуальной траектории подготовки студентов, о реальной избирательность пар, студенты принимают те занятия, записываются на те пары, на те классы, которые им действительно нужны и интересны, то «окна» должны быть. Если «окна» отсутствуют, не идите к такому университета - там нет и избирательности.

- Что лично для вас значит быть «Могилянке»?

- Быть «Могилянке» - это значит много. Часто люди, которые не так хорошо знают Могилянку, особенно иностранцы, считают, что наше заведение - это крупнейший в Украине университет. Я возражаю - это один из самых университетов. Они говорят, как же так? Вы же везде! Ну действительно, могилянцы повсюду. Могилянская академия - это для меня бесспорно лучший и наиболее прогрессивный университет в Украине. Это университет со своими ценностями. Это университет, где люди уважают и прислушиваются друг к другу. Это университет, где решения не принимаются недемократическим, авторитарным путем. Это то место, которое становится частью тебя. Частью твоей жизни. Частью твоей, можно сказать, семьи. Это место, в котором очень приятно работать и учиться.

- Давайте теперь напоследок послушаем позитив от ваших студентов. Так, в качестве подарка!

- Спасибо!

- Спасибо вам за то, что вы сегодня к нам пришли - Спасибо вам за то, что вы сегодня к нам пришли. Еще ни один гость нашей программы не остался без подарка. Это репродукция одной из фресок Рафаэля «Афинская школа». Она украшает Апостольский дворец в Ватикане, и символизирует философию и мудрость, как одни из основных столпов, на которых должно строиться наше общество.

- Это очень известная картина, и мы как раз и пытаемся поддерживать свободный дух общения, который заложен в ней.

- Буду надеяться, что это будет напоминать вам ежедневно о вашей работе, и благодарю вас за то, что посетили нас.

- Большое спасибо за приглашение.

Ошибка в тексте? Выделить ее, нажми Shift + Enter или кликни здесь .

Что важного мы не показали или пропустили?
Объясните, пожалуйста, что это дает и каким образом может изменять вероятный результат?
Как вы можете прокомментировать позицию Министерства как ректор, как юрист и как специалист по инновации образования?
Как вы можете прокомментировать это заявление?
Если нашу науку не знают, то что мы, извините, делаем?
С чем это связано?
О чем это говорит?
Вы готовите специалистов, которых просто невозможно найти в этой стране, тогда в какой области?
Почему именно к выпускникам Киево-Могилянской академии такое внимание?
Вы почти 15 лет проработали в сфере образования США, почему вы вернулись в Украину?